Лучший педагог года

Экспериментальная исследовательская работа «Секреты древесины»

Елена Моисеева
Экспериментальная исследовательская работа «Секреты древесины»

Автор:

Хожайнов Артем

группа компенсирующей

направленности для детей 6-7 лет №8

Руководитель:

воспитатель Моисеева Елена Ивановна

Актуальность

Древесина - один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, посуду и другое. И в наши дни древесина не утратила своего значения: она незаменима в мебельном производстве, строительстве, в украшении нашего быта.

Публикация «Экспериментальная исследовательская работа „Секреты древесины“» размещена в разделах

Велика роль дерева в жизни человека, удивительно богатство его свойств.

Цель

Познакомиться со свойствами древесины с помощью экспериментальных действий. Расширить представления о разнообразии деревянных изделий, их назначении.

Задачи:

- Расширить представления о древесине, его свойствах.

- Развить умение определять признаки и свойства древесины.

- Выполнить творческую поделку из древесины.

- Проанализировать полученные результаты и сделать вывод.

Гипотеза

Изучение свойств древесины позволит ребенку оценить важность этого материала в жизни человека.

Участники исследовательской работы

Воспитатель, ребенок 7 лет

Период проведения исследования

Март - апрель 2015 г.

Методы исследовательской работы

- изучение научной литературы;

- наблюдения;

- опыты;

- экспериментирование;

- беседы.

1. Подготовка к исследованию

Однажды, на прогулке весной дети увидели большую лужу и стали кидать в воду камушки. Артем Хожайнов нашел дощечку и тоже бросил ее в лужу. Но она не утонула как камни, а стала плавать. «Кораблик» - закричали дети, а Артем спросил «А почему дощечка не утонула?» И мы решили исследовать с Артемом свойства древесины. Потому что его это заинтересовало.

Перед тем, как начать исследование мы обратились к энциклопедии «Природа, человек, наука», где узнали о том, что древесина – это сравнительно твердый и прочный волокнистый материал, который состоит из бесчисленных трубковидных клеток с оболочками в основном из целлюлозы (Приложение 1, фото 1). Ежегодное образование нового годичного слоя древесины у деревьев представляет возможность точно определять их возраст посредством прямого перечета годичных колец на срубе ствола.

2. Проведение исследования

2.1 Опыты с древесиной

Итак, первое свойство древесины мы уже выяснили на прогулке: оно не тонет. Этим мы доказали, что древесина легкая, поэтому люди делают из нее лодки, корабли и другие средства передвижения по воде.

Далее нам предстояло узнать следующее: какая же она древесина? Для этого мы взяли деревянный брусок и рассмотрели его под лупой. Мы увидели, что брусок гладкий и плотный (Приложение 1, фото 2).

Для того чтобы убедиться в том, что дерево удерживает тепло мы проделали следующий опыт. В одну руку Артем взял металлическую трубку, а в другую деревянный брусок. Подержав несколько секунд данные материалы в руке, он определил, что древесина теплее, чем металлическая трубка. Таким образом, Артем убедился в том, что древесина удерживает тепло и поэтому из него строят дома. (Приложение 1, фото 3).

Следующий опыт помог нам выяснить, что древесина легко подвергается обработке. Мы взяли металлическую точилку и попробовали поточить карандаш. Нам легко удалось это сделать. В результате чего, мы пришли к выводу, что древесина мягче металла. Из нее можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы (Приложение 1, фото 4).

Затем мы решили поджечь лучину из древесины и увидели, как она быстро сгорает, а от нее исходит тепло (Приложение 1, фото 5).

Определить еще одно свойство древесины нам помогло следующее исследование. Мы взяли деревянный и стеклянный стаканы и положили в них шарики. Тем самым Артем убедился, что стакан, сделанный из древесины непрозрачен (Приложение 1, фото 6-7).

Для того чтобы определить возраст дерева Артем взял два спила сосны и при помощи лупы рассмотрел их. На спилах были отчетливо видны годичные кольца. Их оказалось шестнадцать (Приложение 1, фото 8).

2.2 Определение роли древесины в природе и хозяйственной деятельности человека

Древесина – это ценное сырье для изготовления мебели, шпал для железнодорожных путей, опор мостов, столбов линий электропередач, креплений проходов шахт. Большое количество древесины до сих пор используют в качестве топлива. Длинные волокна древесины ели придают ей особую ценность как сырью для изготовления высококачественных сортов бумаги. Однако интенсивное использование древесины в различных отраслях хозяйства вызвало массовую вырубку лесов, наносящую значительный вред нашей планете. Поэтому необходимо заботиться о возобновлении лесных насаждений.

Хвоя ели богата витаминами, особенно витамином С. Ее отвар используют для лечения и профилактики некоторых заболеваний. Сжигая древесину ели, получают активированный уголь, используемый для лечения разнообразных отравлений и очистки кишечника.

Смолу хвойных растений широко используют в медицине для лечения ран, ожогов. Особую ценность представляет смола пихты, из которой получают особое вещество – камфору. Она улучшает деятельность сердечной мышцы, поэтому ее используют при заболеваниях сердца. Камфора также входит в состав различных обезболивающих препаратов. Из смолы добывают много ценных для химической промышленности веществ (например, растворитель для масляных красок – скипидар). Эфирные масла (летучие вещества, которые сильно и, как правило, приятно пахнут, полученные из смолы, используют при изготовлении парфюмерных изделий, в кондитерской и медицинской промышленности.

Сосны, можжевельники и другие хвойные растения с хорошо развитой корневой системой, проникающей в почву на значительную глубину, высаживают на склонах рек и оврагов для их укрепления и предотвращения размывания. Подсчитано, что на крутых горных склонах с каждого гектара ежегодно вымывается до 5 тыс. м3 почвы, а в густых можжевеловых зарослях почва практически никогда не размывается. Лесополосы из хвойных растений задерживают на полях снег, что улучшает питание растений весной.

Хвойные растения непрерывно выделяют в воздух большое количество фитонцидов (от греч. фитон и лат. цедо – убиваю) – веществ, угнетающих деятельность других организмов. Особенно интенсивно это происходит в еловых лесах. Так, по данным ученых, в 1 м3 воздуха хвойного леса содержится не более 500 клеток болезнетворных бактерий, тогда как городского – до 30–40 тыс. Поэтому в хвойных лесах размещают санатории и больницы для людей с заболеваниями дыхательной системы.

Древесина лиственницы настолько твердая и тяжелая, что тонет во время сплава. Она используется для строительства мостов, крепления шахт, изготовления телеграфных столбов. Во многих странах пол в помещениях настилают некрашеными досками или прочным и красивым паркетом из этого дерева.

«Корабельными рощами» называли лиственничные леса в России. Еще во времена Петра I ее древесину использовали для строительства кораблей, что вызвало уничтожение больших площадей лиственничных лесов.

Дома известного итальянского города Венеции стоят на сваях из древесины лиственницы, забитых в дно морского залива, и уже 400–500 лет выдерживают действие соленой воды и волн без значительных повреждений.

2.3 Составление схемы «Применение древесины в жизни людей»

При помощи проведенных опытов, экспериментов и наблюдений, а также положив за основу научные данные, нами была составлена схема «Применение древесины в жизни человека» (Приложение 2). Она показывает, что древесина всегда находится у нас перед глазами или, точнее, изделия, изготовленные из нее.

В природе нет такого другого материала, который можно было бы сравнить с древесиной по разнообразию применения. Дерево — уникальный строительный материал. Он сочетает в себе крепость, мягкость и упругость. Из него строились величественные дворцы и храмы. До сих пор сохранились удивительные произведения деревянного зодчества.

Древесина – прекрасный конструкционный материал, и она находит применение в машиностроении. Из древесины изготовляют шпалы, мебель и спички, музыкальные инструменты, тару и спортивный инвентарь. Во многих странах мира древесина является основным источником топлива, сырьём для целлюлозно-бумажной промышленности. А также она является исходным сырьем для получения путем химической переработки кордных волокон для шинной промышленности, вискозного волокна, кормовых дрожжей, лекарственных препаратов и пр.

Даже это неполное перечисление даёт представление, какое важное место в жизни человека занимает дерево. Сосна ли стоит, берёза ли, любое ли другое дерево — это клад для человека. Только надо знать, какие драгоценности хранит то или иное дерево, какие возможности оно таит в себе.

2.4 Творческая поделка

Узнав много нового и интересного о древесине, Артем решил поработать с данным материалам и изготовить поделку «Сказка своими руками». (Приложение 1, фото 9,10,11). Для этого ему понадобилось: веточки березы и ели, камешки, картон, пластилин, цветная бумага, декоративные фигурки, иголки ели, ножницы, клей - карандаш. Работа с древесиной принесла Артему много удовольствия и радости. Особенно Артему понравилась компьютерная игра, которую они нашли с мамой. Она называется «Полей дерево». Эта игра заключается в том, что надо спасти сухое дерево - полить его, не дать ему погибнуть.

Заключение

По окончанию исследований древесины Артем пришел к следующему заключению, что она - один из наиболее широко распространённых материалов в мире, имеющих многовековой опыт применения в строительстве, производстве мебели, шпал, вагоностроении и других отраслях народного хозяйства.

Еще Артем выяснил, что древесина :

- не тонет;

- легкая;

- горит;

- плотный материал;

- легко поддается обработке;

- удерживает тепло.

Проведенные нами наблюдения и исследования помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: изучение свойств древесины позволило ребенку оценить важность этого материала в жизни человека.

Таким образам, в ходе выполнения данной исследовательской работы нами были достигнуты поставленные цели и решены соответствующие задачи.

Список литературы

1. Бурнышева М. Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 3, с. 24-26.

2. Веракса Н. Е. Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

4. Интернет ресурсы: https://ds216.centerstart.ru/node/209

https://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/opyt-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-starshikh-doshkolnikov

5. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1994.- № 7. – С. 43.

6. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С. 31.

7. Природа, человек, наука: Энциклопедия ОЛМА. - М. : ОЛМАГрупп, 2014.- 304 с.

8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под редакцией Прохоровой Л. Н., - М., АРКТИ, 2005г.

Приложения 1

Просмотр энциклопедий

Фото 1

Фото 2 «Рассматривание бруска под лупой»

Фото 3 «Определение теплопроводности древесины»

Фото 4 «Работа с точилкой»

Фото 5 «Поджигание лучины»

Фото 6-7 «Определение непрозрачности древесины»

Фото 8 «Рассматривание спила сосны под лупой»

Творческая поделка «Сказка своими руками»

Фото 9 «Работа с пластилином»

Фото 10 «Работа с цветной бумагой и веточками березы»

Фото 11 «Поделка»

Приложение 2

Схема

Публикации по теме:

Презентация «Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности» Организация развивающей среды для экспериментирования в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование.

Исследовательская работа «Чудо-пластилин» Пластилин дает возможность изготавливать самые разнообразные поделки, включая: аппликации на бумаге и прочих поверхностях; статуэтки представителей.

Исследовательская работа «Я расту» Тема исследования: Я расту Цель: Исследовать процесс роста и веса ребенка. Задачи: 1. Провести исследование изменения роста и веса ребенка.

Детская исследовательская работа «Секреты шоколада» Исследовательская работа "Секреты шоколада" Мурзаева Наталья Александровна 1 слайд. - Здравствуйте, меня зовут Стрельникова Ксения, я воспитанница.

Исследовательская работа «Секреты в жизни растений. Процесс транспирации» Коваленко С. В., воспитатель, руководитель исследовательской работы, г. Усть-Лабинск, МБДОУ №41. Описание исследовательской работы (выступление.

Исследовательская работа «Загадочная зеленка» Введение Часто в жизни мы пользуемся вещами, о которых очень мало знаем. Вот зеленка, например, есть в каждой домашней аптечке. Мы используем.

Исследовательская работа «Пластилиновая история» МБДОУ «Детский сад №14 «Светлячок» Пермский край, г. Кудымкар. Можаев Тимофей, 6 лет Руководитель: Власова Нина Сергеевна, Введение. У.

Экспериментальная деятельность в средней группе «Секреты бумаги и ткани» Конспект ОД познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы «Секреты бумаги и ткани» Выполнила: воспитатель Колбина.

Экспериментальная исследовательская работа «Как вырастить кристаллы?»Экспериментальная исследовательская работа «Как вырастить кристаллы?» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОМАЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ Экспериментальная.

Экспериментальная работа «Опыты с комнатными растениями в детском саду»Экспериментальная работа «Опыты с комнатными растениями в детском саду» Воспитательное значение природы трудно переоценить: общение с природой положительно влияет на человека и будит в нем лучшие чувства. Особенно.

Автор публикации:
Экспериментальная исследовательская работа «Секреты древесины»
Опубликовано: 24 марта 2019 в 18:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД