Наталья Давыдова
Эксперимент в подготовительной к школе группе «Как происходит извержение вулкана?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной экспериментальной деятельности
в подготовительной к школе группе
«Как происходит
извержение вулкана?»
Задачи: -познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;
- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые
качества (целеустремленность, настойчивость, организованность,
самостоятельность.);
Темочки:
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
- активизация словаря (вулкан, жерло, кратер, лава).
Материалы: картинка с изображением вулкана, карта России, поддоны, картон, клей, сода,
уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, листы бумаги (или блокноты для
фиксации наблюдений, цветные карандаши, чайные ложки, пипетка.
Ход экспериментальной деятельности.
Воспитатель: Ребята. Как вы думаете, что такое вулкан? (ответы детей)
Прежде чем ответить на этот вопрос, я расскажу вам легенду.
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Воспитатель показывает иллюстрации вулкана и организует обсуждение.
Воспитатель: Какой вулкан?
На что похожа верхняя часть вулкана? (кратер).
Кратер вулкана- это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется – лавой.
• Хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать. (Рисунок на доске)
Подумайте, из чего можно сделать основание вулкана? Давайте склеим конус из плотного картона.
Из чего сделаем жерло? Можно вставить внутрь конуса пустую пластмассовую банку.
А секрет изготовления лавы узнаете, если будете внимательны.
Помещаем в банку 1 чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком.
Что он означает? (Самому использовать нельзя.)
Правильно, это уксус, и его наливать можно только взрослому.
Я добавлю 5 капель уксуса. Что наблюдаете? Как я изготовила лаву? Хотите повторить этот опыт сами?
Детям предоставляется возможность самим приготовить состав для лавы, но уксус добавляет воспитатель.
Воспитатель: Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывают магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны.
А бывает, магма вытекает «спокойно». Также существуют «спящие вулканы».
Ребята, а у нас в стране есть вулканы?
Воспитатель: Есть и много. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. (Показ на карте)
Вулканы есть и у нас, на Северном Кавказе. Самыми крупными «спящими» вулканами являются Казбек и Эльбрус, их еще называют двумя братьями. Вокруг Эльбруса продолжают бить горячие источники. Также в регионе КМВ есть неудавшиеся вулканы (лакколиты) : Бештау, Машук, Юца, Джуца и др.
Дети, давайте зарисуем вулкан.
(Дети рисуют вулкан, показывают свои рисунки воспитателю)