Ольга Теплухина
Эксперимент как один из методов экологического образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание – это необходимая часть нашей общественной жизни. Процесс экологического воспитания должен быть постоянным, непрерывным, целенаправленным. В процессе экологического воспитания дети знакомятся с правилами поведения в природе, узнаёт о своих правах и обязанностях по отношению к природе
(ко всему живому).
Первые представления о природе ребёнок получает в семье потом в детском саду.
Публикация «Эксперимент как один из методов экологического образования дошкольников» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Целью экологического воспитания является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по охране окружающей природы.
Задачами экологического воспитания являются :
- сформировать у детей целостный взгляд на природу и место их активность в процессе познания окружающего мира, учить анализировать, высказывать свою точку зрения.
- расширять представления детей о предметах и явлениях природы, о растительном и животном мире, существующих в природе взаимосвязях, приспособлении животных и растений в различных условиях среды;
- выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту, прогнозировать возможные последствия своих поступков;
- овладеть специальными знаниями, умениями и навыками по ведению здорового образа жизни.
Актуальность:
Занимательные эксперименты, вызывают у детей интерес к объектам живой и не живой природы, побуждают к самостоятельному поиску причин, и способов действий, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира.
Главный метод экологического воспитания это организация активного экспериментирования. Вся экспериментальная деятельность осуществляется при соблюдении основного правила, не навреди! Не следует проводить эксперименты наносящие вред растениям, животным и человеку. Экспериментируя, дети узнают много интересного, познавательного.
В моей группе ведётся экспериментальная работа. Через эксперимент дети знакомятся со свойством воды, снега, льда. Организован экспериментальный уголок, в который входит следующее оборудование:
Природный материал: камушки, ракушки, листья деревьев, семена и т. д. ;
ткани, разные виды бумаги, гуашь.
Медицинское оборудование: Пипетки, колбы, мерные ложки, шприцы (без игл) и т. д.
Прочие материалы: Лупы, зеркала, воздушные шары, сито, свечи, соль, сахар, мука, масло.
Один из экспериментов «Узнаем какая вода» :
Цель: познакомить детей со свойствами воды, развитие умения делать выводы, речевое развитие.
Дети узнают, что вода - жидкость, при низкой температуре превращается в лёд, при нагревании в пар; вода имеет свойства испаряться; вода без запаха, без вкуса. Вода имеет свойства растворять соль, сахар и т. д., вода может двигать предметы (игра «Мельница»).
При мытье рук можно поиграть с водой изменив температуру воды. Используя питьевой режим можно задать вопрос, какая вода в чайнике? Используя такие приёмы, подводим детей к выводу. Аналогичные эксперименты проводятся со снегом и льдом.
В старшей группе провела открытое занятие на тему «Круговорот воды в природе».
Целью эксперимента является показать детям, что испаряясь, вода превращается в пар, поднимаясь вверх, остывает и снова опускается в виде капелек воды.
Был проведён эксперимент с воздухом.
Цель эксперимента - дать первоначальные представления о воздухе и его свойствах. Дети узнали о том, что воздух вокруг нас, мы его не видим, он без цвета, без вкуса и запаха; воздух мы можем ощущать, что человек не может жить без воздуха. Воздух -проводник звуков, передает звуки; не будет воздуха, не будут люди слышать звуки.
Следующий эксперимент : на дно стакана положили салфетку, перевёрнутый стакан был опущен в воду, вынув стакан из воды, дети обнаружили салфетку сухой.
Вывод: воздух не дал воде проникнуть в стакан.
С малышами: понравился эксперимент на прочность. Проверяли, что легче порвётся? Бумага, салфетка или ткань. Натягивая в руках. Салфетка порвалась первой, прочной была ткань.
Целью эксперимента было показать детям свойства различных предметов.
Экспериментировали с растениями (не причиняя им вреда).
Одно поливали, другое, не поливали какое то время. У одного растения листики завяли, у другого нет.
Цель эксперимента показать детям, что растения не могут жить без воды. Весной убирали одно растение в темное место, другое ставили на свет. Через некоторое время сравнивали оба растения: одно растение оставалось зелёным, другое было желтого цвета.
Цель эксперимента показать детям, что растениям нужен свет. Через некоторое время можно вернуться к пройденным экспериментам, усложняя и углубляя их с возрастом детей.
Внимание и интересы детей дошкольного возраста кратковременны, неустойчивы, дети быстро утомляются. Поэтому неоднократное возвращение к одной и той же теме способствует развитию внимания детей и длительному сохранения интереса.
Все эксперименты проходят в игровой форме сопровождаются стихами, загадками, аудиозаписями. В игровых обучающих ситуациях используются игрушки, используются сказочные герои: Незнайка, Карлсон, Айболит и т. д.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Использование эксперимента в процессе формирования экологических представлений помогает дошкольнику получить новое знание в процессе самостоятельной деятельности, зафиксировать это знание в модели, «передать» это знание педагогу, родителям, сверстникам.
Экспериментирование дает детям богатую информацию о причинно-следственных связях, взаимосвязи живой и неживой природы, действенно подтверждает формулу «в природе нет ничего лишнего».
Литература:
1. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / – ТЦ Сфера. – 2006.
2. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников /
– СПб. : Детство, 1998.
3. Зебзеева В. А. Теория и технология дошкольного образования : экологическое образование детей / – Оренбург, 2000.