Лучший педагог года

Конспект экскурсии в краеведческий музей с детьми старшей разновозрастной группы «Жизнь на Руси в старину»

Лариса Фадеева
Конспект экскурсии в краеведческий музей с детьми старшей разновозрастной группы «Жизнь на Руси в старину»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание.

Расширять представления детей о том, как жили люди на Руси. Дать представление о характере русского человека.

Развивать речевую активность посредством русского народного фольклора. Способствовать развитию дружеских отношений между детьми. Обогатить словарь детей: изба, горница, рубаха, лапти, портки, ставни, наличники.

Воспитывать любовь к Родине.

Ход экскурсии.

Звучит русская народная мелодия, дети входят в зал с русской избой, их встречает экскурсовод (она хозяйка избы) музея в русском народном костюме.

Хозяйка.

Публикация «Конспект экскурсии в краеведческий музей с детьми старшей разновозрастной группы „Жизнь на Руси в старину“» размещена в разделах

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званные, да желанные!

Проходите, поудобнее располагайтесь!

Дети усаживаются на деревянные лавки, благодарят хозяйку.

Воспитатель. Можно ли мне у вас спросить, как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Страна, в которой мы живем, называется Россия.

Воспитатель. А в старину нашу страну ласково называли Русь-матушка. А вы, ребята, знаете, как жили люди на Руси в старину? А хотите узнать?

Так слушайте:

Слава нашей стороне,

Слава русской старине

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Воспитатель. Русский народ славен дружбой и силой. А еще говорят, что он радушный и гостеприимный. Как вы это понимаете?

Дети. Потому что принимал гостей чаем, пирогами угощал.

Воспитатель. Русский народ дружный и отзывчивый - как вы это понимаете. Дружный и отзывчивый.

Дети. Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай, встречали праздники. У кого случалось несчастье все приходили на помощь.

Воспитатель. Правильно, делали одно дело.

Дети: Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда в помощи не отказывал.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего строились избы на Руси? Давайте внимательно рассмотрим иллюстрации на экране (На экране проекторе появляется сельская улица).

Дети: Избы строились из бревен.

Воспитатель: А почему русские люди строили дома из бревен?

Дети: Потому что на Руси было много лесов.

Воспитатель: Да, русские избы строились из бревен, потому что дерево хорошо сохраняет тепло. Зимой в избе всегда было тепло, а летом в жару и зной было прохладно и свежо. В лесистых местах, по берегам рек и озер селились, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. «Возле леса жить - голодному не быть» Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: В лесу растет много грибов, ягод, живут звери и птицы, можно добыть дикий мед.

Воспитатель: Недаром столько пословиц и поговорок сложил народ о дарах леса. Кто знает пословицы?

Дети. Где один гриб, там и другой.

Много комаров - готовь короб.

Появились опенки – лето кончилось.

Воспитатель: Даже о детях говорили: «Растут как грибы после дождика».

И травы в лесах лекарственные росли. Люди на Руси лечились только лекарственными травами. Давно человек заметил, что валериана (на экране появляется растение) помогает от болей в сердце, липовый цвет (на экране цветущая липа) от простуды, подорожник и сок березы (появляется подорожник и береза) лечат раны. Вот так лечились люди на Руси. А жили так: селились рядом родственники и просто соседи. Появлялись новые семьи. Сначала они жили вместе с родителями. Русский народ сложил такие пословицы: «Семья в куче - не страшна туча», «Семья сильна, когда над ней крыша одна» Как вы их понимаете?

А потом начинали строить свой дом. А уж избы строили большие и просторные. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать.

Строили избу одновременно до 20 человек. Говорили, «Чем больше рук, тем легче труд».

Про хороших работников тоже складывали пословицы.

«Без топора – не плотник, без иглы – не портной».

«С топором весь свет пройдешь».

«Не бравшись за топор, избы не срубишь».

Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо – витыми столбами (рассматриваем иллюстрации на экране)

Чем украшали окна?

Чем украшали крыльцо? (ответы детей)

Хозяйка. Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали. Любой труд был почетен: взрослый и детский. А одевались люди по-особому.

- Кто расскажет, какую одежду носили на Руси?

Дети: В старину мужчины носили рубахи и порты, а женщины – рубахи, сарафаны и кокошники. Традиционной обувью в то время были лапти.

Хозяйка демонстрирует одежду.

Правильно, ребята, рубаха была главной одеждой на Руси. Ее носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи шились широкие, мужские – короткие, женские – длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. Мужские рубашки имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил. Так готовились праздничные рубашки. Но шились и другие рубахи, которые носили каждый день, как они назывались?

Дети: Назывались такие рубахи повседневными.

Хозяйка. Они были серого цвета (рассматриваем рубашку).

- А вы знаете, ребята, из чего в давние времена шили одежду?

Дети: Да, знаем. Одежду шили из льняного и шерстяного полотна (на экране появляются полотна)

Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, ребята, как получали такие полотна?

Дети: Сначала пряли на прялке лен и шерсть животных – получали нити. Затем нити ткали на ткацком станке – получали полотно - серую холстину.

(Рассматриваем прялку, клубки ниток, шерсть, холсты)

Воспитатель: Все правильно, ребята, так это и было. А чтобы ткани получались яркими и нарядными их красили. Вы знаете, чем их красили? (ответы детей)

Воспитатель: В те времена красок не было. И ткани красили васильком и зверобоем, листьями ягод черники и голубики, корой дуба и липы. Не верите? А сейчас вы сами убедитесь. Будете красить ткань как в старину. Подходите поближе к столам. У вас у каждого есть две миски с отварами лука и черноплодной рябины. Возьмите кусочки ткани и опустите их в отвар. Один кусочек опустите в луковый отвар, а другой – в ягодный. Теперь достаем, расправляем и оставляем посушить на тарелочке. Не забудьте вытереть руки после работы. У всех получилось? В какие цвета окрасились ваши кусочки ткани? (розовый и желтый) Как, вы думаете, что можно сшить из такой ткани? (сарафан, рубаху). Молодцы, ребята. А после работы нужно отдохнуть. На Руси говорили : «Делу время, а потехе час».

А сейчас, пока наша ткань сохнет, мы с вами поиграем в народную игру «Яша».

Выбираем водящего, завязываем ему глаза и говорим:

Сиди, сиди Яша,

Ты – забава наша,

Ты грызешь орешки

Для своей потешки.

Яша встает, кружится, затем отгадывает, кто это, после слов:

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

(игра проводится 2-3 раза)

Хозяйка: А теперь мои ребятки отгадайте-ка, загадку:

«Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка», что было главным в избе?

Дети: Главной была печь.

Воспитатель: В избе – печка, в печке – зола, а в золе – жар. В старину говорили : «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете?

Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки.

Воспитатель: С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделил печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. А давайте поиграем в игру и вспомним сказки, в которых упоминается печь.

Проводится дидактическая игра «Вспомни сказку» (На экране появляется иллюстрация к русской народной сказке, дети внимательно ее рассматривают, называют сказку и говорят, встречается ли в этой сказке печка).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все сказки вспомнили. Оказывается, во многих русских народных сказках говорится о печи.

Хозяйка. А вы знаете, сколько комнат было в избе? (Ответы детей)

Воспитатель: Как называется самая лучшая комната в избе?

Дети: Самая лучшая комната называется – горница.

Воспитатель: Кого в ней принимали?

Дети: В горнице принимали гостей.

Воспитатель: Как гости входили в избу?

Дети: Кланяясь.

Воспитатель: А почему?

Дети: Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было набить на лбу.

Воспитатель: Русский народ всегда славился гостеприимством. Какие поговорки вы об этом знаете?

Дети: «Что есть в печи, все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

Воспитатель: Гостей угощали пирогами да блинами, гости пили, ели, песни пели, в игры играли, хороводы водили. Вот и я вас приглашаю хоровод поводить.

Играем в русскую хороводную игру «Золотые ворота».

Хозяйка: Понравилось ли вам, ребятки, у меня в гостях?

А что вы узнали о жизни людей на Руси?

Какую одежду носили на Руси?

Чем красили полотна для праздничной одежды?

Как называлась самая лучшая комната в избе?

Хозяйка. А теперь гости дорогие, гости званные да желанные проходите за стол, да отведайте угощение.

Публикации по теме:

Фотоотчет об экскурсии подготовительной группы в краеведческий музей «История родного города»Фотоотчет об экскурсии подготовительной группы в краеведческий музей «История родного города» Суббота. Мы вновь идем в музей. Приятно, что больше пап стало приходить с детьми. Сегодня мы будем знакомиться с историей нашего города….

Фотоотчет об экскурсии в историко-краеведческий музейФотоотчет об экскурсии в историко-краеведческий музей Фотоотчет об экскурсии в историко-краеведческий музей. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для.

Фотоотчет об экскурсии в краеведческий музейФотоотчет об экскурсии в краеведческий музей г. Купино "Видел я предметы быта Из ожившей старины. Для меня теперь открыто Прошлое моей страны!" Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему.

Фотоотчет об экскурсии средней группы в Сакский краеведческий музейФотоотчет об экскурсии средней группы в Сакский краеведческий музей Город Саки богат своей исторической культурой. В нем установлено большое количество памятников, есть музей. Существуют памятники архитектуры.

Фотоотчет об экскурсии в краеведческий музей и музей российско-монгольской дружбыФотоотчет об экскурсии в краеведческий музей и музей российско-монгольской дружбы Непосредственное знакомство дошкольника с коллекциями музея- подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие.

Фотоотчёт об экскурсии в краеведческий музей г. МиассаФотоотчёт об экскурсии в краеведческий музей г. Миасса Основным этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых.

Фотоотчёт «Экскурсия в краеведческий музей c детьми старшей группы»Фотоотчёт «Экскурсия в краеведческий музей c детьми старшей группы» МБДОУ «Детский сад №7» г. Никольск, Пензенская область Фотоотчёт: «Экскурсия в краеведческий музей» С детьми старшей группы Воспитатель:.

Конспект экскурсии в краеведческий музей КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИЯ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ Цели: - дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников; материальной.

Отчет о экскурсии в краеведческий музей старшей группы компенсирующей направленностиОтчет о экскурсии в краеведческий музей старшей группы компенсирующей направленности г. Купино "Видел я предметы быта Из ожившей старины. Для меня теперь открыто Прошлое моей страны!" Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему.

Фотоотчет об экскурсии в краеведческий музей к Дню ПобедыФотоотчет об экскурсии в краеведческий музей к Дню Победы Фото отчёт о проведении экскурсии в подготовительной группе прошёл успешно. Экскурсия была посвящена Дню Победы. Началось всё с рассказа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экскурсии в краеведческий музей с детьми старшей разновозрастной группы «Жизнь на Руси в старину»
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 15:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект экскурсии в краеведческий музей с детьми старшей разновозрастной группы «Жизнь на Руси в старину»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Фадеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД