Петренко Любовь
Экскурсия по экологической тропе «Осенний калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Осенний калейдоскоп
Цель: Воспитание природоохранительных знаний, умений, навыков, любви к природе, личной ответственности за ее сохранность.
Задачи:- Ознакомление детей с объектами экологической тропы в осенний период.
- Конкретизировать знания детей о приспособлении жизни растений, животных, птиц, насекомых в осенний период.
- Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов, экспериментирование.
Темочки:
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
-Развивать мелкую моторику, любознательность, кругозор, умение делать выводы.
- Систематизировать знания детей об объектах экологической тропы.
- Воспитывать культуру общения с природой.
Оборудование и материалы: Картосхема экологической тропы, медаль-эмблема «юный эколог», детские грабли, костюм доктора «Айболита» и «осени», самовар, чашки, поднос, реквизиты к сказке репка, корзина с овощами и фруктами, эмблемы птиц, камешки, маски кузнечика и лягушки, цветные мелки.
Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами и насекомыми, деревьями и кустарниками. Рассматривание иллюстраций, чтение книг, прослушивание музыкальных произведений, загадывание и отгадывание загадок, разучивание стихов, девиза юных экологов. Разучивание подвижных и дидактических игр.
Словарная работа: активизация словаря – лекарственные растения, дерево, кустарник, трава, цветы, звери, птицы, насекомые.
Пассивный словарь: планета, мята, ромашка, одуванчик, подорожник.
Воспитатель: - Скажите, дети, хотелось бы вам прогуляться по осенним тропам?
Дети: - да!
Воспитатель: Природа – это самое великолепное и восхитительное, что нам дано для жизни. И мы должны ее беречь, охранять и восхищаться ею. Осенняя природа восхитительна своим богатством красок, особенной красотой. Согласны со мной?
Дети: да!
Воспитатель: Тогда, ребята, я вас сегодня приглашаю отправиться в уникальное и очень интересное, познавательное путешествие по осенней экологической тропе (проходим с детьми к картосхеме экологической тропы).
В пути вам понадобятся знания и смекалка, дружба и находчивость. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу. Бережно и с любовью относиться к чему? Как вы думаете?
Дети: к природе, ее красоте.
Воспитатель: Прежде чем мы отправимся на экскурсию, я бы хотела, что бы мы с вами вспомнили правила поведения на экологической тропе : (выслушать ответы детей)
- не загрязнять природу
- не ломать деревья
- не вытаптывать растения
-не беспокоить животных
-не разорять гнезда птиц
Необходимо!
- ходить по тропинкам
-сохранять растения
- беречь и подкармливать птиц и животных.
Воспитатель: молодцы ребята! Наш девиз?
Дети: Береги природу друг!
Красиво будет все вокруг!
Воспитатель: В путь дорогу снарядитесь, друг за другом становитесь! Мы отправляемся!
И первая наша остановка «Альпийский узор»
Дети: Альпийский узор мы придумали сами
Его мы расшили живыми цветами.
Смотреть на него нам очень приятно,
А так же вдыхать его аромат!
(рассматриваем с детьми цветы, смотрим какие изменения пришли с приходом осени)
Воспитатель: Дети, а хотите вы побывать в волшебном сне?
( релаксация: «Волшебный сон»)
Сейчас я буду читать стихи, а вы закроете глазки. Вы не заснете по-настоящему, будите все слышать, но не будите двигаться и открывать глазки, пока не проснетесь. Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Сон» закончится, когда я скажу «открыть глазки». Внимание! Наступает «Волшебный сон»
- реснички опускаются… глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем!
Дышится ровно, глубоко, легко….
Наши ручки отдыхают, отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Губки чуть приоткрываются, все чудесно расслабляются.
Дышится ровно… глубоко… легко….(пауза)
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать
В путь дорожку нам бежать!
Глазки открываем, кулачки сжимаем,
их повыше поднимаем….
Потянуться, и друг другу улыбнуться!
-Давайте попрощаемся с альпийским узором и отправимся дальше по нашей тропе.
Вот мы шли, шли и к муравейнику зашли!
Дети: муравьиная семейка поселилась во дворе
Наблюдать за той семейкой интересно детворе
День-деньской кипит работа в бесконечной суете.
Как у нас людей заботы о порядке, о еде!
Воспитатель: дети, давайте рассмотрим муравейник, скажите, а где же муравьи?
Где они зимуют? А какую пользу приносят муравьи? (Идет беседа).
А еще детки, муравьиная кислота помогает людям при лечении разных заболеваний. Поэтому очень бережно надо относиться к муравьям и их домикам-муравейникам.
О муравьях говорят: «Муравей не велик, а горы копает», муравьи очень трудолюбивые. Давайте мы с вами на этой станции тоже потрудимся, и уберем веточки, листву, мусор. Покажем, что мы тоже очень трудолюбивые. (Дети принимают участие в трудовом десанте)
Молодцы, ребята! Очень хорошо потрудились! И снова мы отправляемся в путь, к следующей остановке.
Воспитатель: вот и наша остановка «Аптекарский огород»
Дети как вы думаете, лекарственные травы, просто так растут?
Ребенок:
Лекарственные травы не просто так растут
Здоровье нам поправят и сил нам придадут!
(появляется доктор Айболит)
Айболит: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Я очень рад, что вы сегодня заглянули ко мне на «Аптекарский огород». И я сегодня вам расскажу много интересного про него, хотите?
Дети: Да.
Айболит: Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них - лекарство от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных заболеваний. Много лет подряд люди передавали своим потомками знания лечебных растениях. Составляли толстые книги: «травники», «цветники». За много лет народные лекари накопили много знаний о полезных свойствах растений. Сегодня я вам расскажу о лекарственных травах, которые растут на территории нашего детского сада. Отгадайте, о каких растениях пойдет речь:
- семена как ноготки,
Желто-красные цветки
От горла помогают.
Кто же их не знает? (календула)
- календула успокаивает нервы, снижает давление, улучшает работу сердца, для лечения ран, ожогов, лечит желудок, печень. А настоем полощут рот и больное горлышко.
Тонкий стебелек у дорожки
На конце его сережки
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги. (Подорожник)
Люди с давних пор используют подорожник для заживления ран. Найдите, ребята это растение у меня на аптекарском огороде. (Дети ищут подорожник)
- и еще об одном очень полезном растении я вам расскажу. Это – мята! Мята широко используется в медицине для различных заболеваний. В ней содержится ментол - эфирное масло, которое придает запах. Мяту используют для лечения ангин, бронхита, насморка, для пищеварительной системы. При головной боли, как успокоительное средство. Для лечения этим растением чаще всего используют чай. И сегодня я вас с радостью угощу этим чудо - напитком. (Угощает ребят чаем)
Ребята! Все свои сокровища природа щедро отдает людям, и за все, просит только одного, как вы думаете что?
- Беречь ее!
Но еще необходимо знать вам, дети, что лекарственные растения могут заготавливать и делать только взрослые.
Спасибо вам, что вы посетили мой аптекарский огород, вам у меня понравилось в гостях?
Воспитатель: дети, давайте поблагодарим нашего доктора за гостеприимство и отправимся дальше в путь.
Вот мы оказались на нашей «Витаминной» станции.
Ребенок:
Для нас полезная разминка
Остановка – «Витаминка» овощи, зелень
Ягоды, фрукты - наши любимые продукты!
Дети, смотрите, какая репка выросла у нас на огороде. А кто ее посадил?
(обыгрываем сказку «Репка»)
А еще на нашем огороде мы вырастили овощи, и сейчас узнаем какие, хотите узнать?
Игра «Угадай на ощупь»
А фрукты вы любите? Тогда поиграем в игру
Игра «Угадай на вкус»
Воспитатель:
Вот как хорошо время провели на станции «Витаминная», настало время отправляться дальше в путь. И вот она остановка «Уголок пернатых»
На березку эти птички прилетают
Из кормушек кушают, радостно порхают
Мы зимой холодной любим их кормить,
А они готовы за это нас благодарить!
Вредных насекомых летом уничтожать,
Урожай тем самым приумножать.
- За какими птичками мы с вами любим, наблюдать на нашем дереве, ребята?
- а назовите мне перелетных птиц и зимующих.
Сейчас я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру «Найди свой домик»
(Каждый игрок получает эмблему с птичкой. Обозначаются птичьи домики «север», «юг». По сигналу каждый бежит в свои дома перелетные птицы на юг, зимующие на север.)
- Скажите детки, как называется то дерево, на котором развешены наши кормушки и скворечник? Правильно березка! Что вы можете о нем рассказать?
- да, березка – красивое дерево, русский народ ее очень любит.
Подойдите дети к березке, и попробуйте его сдвинуть с места. Не получается? А как вы думаете почему? Правильно его сильно держат корни.
(Эмоциональная ситуация)
А теперь приложите свои ладошки к стволу, почувствуйте его тепло и энергетику. Закройте глазки и послушайте шелест листьев, они что-то ласково нам шепчут. Риточка, ты что-нибудь услышала в шелесте листвы? А Никитка?
Поблагодарите нашу березку за гостеприимство, а мы отправляемся дальше в путь.
-Вот мы и прибыли на следующую остановку «Сказочный пруд»
Ребенок:
Словно в сказке этот пруд,
Создает для нас уют.
Дети здесь резвятся и порхают,
А за ними аист тихо наблюдает.
Воспитатель: Да, ребята, здесь так же осталось красиво, как и летом, почти ничего не изменилось. Но все же видно, что осень вступила в свои права, какие изменения вы заметили?
Дети: пожелтела травка, нет стрекоз и бабочек.
Воспитатель: какие вы внимательные, молодцы! Я вам предлагаю на этой остановке вспомнить интересную песенку о кузнечике и спеть ее. Согласны? А наш зоркий аист за нами понаблюдает.
(Импровизация песни «В траве сидел кузнечик»)
Вот как весело отдохнули у сказочного прудика.
Но наш путь продолжается и нас встречает «Оазис».
Ребенок:
Среди песка, среди камней оазис вдруг явился!
И хрупкий маленький росток, сквозь засуху пробился!
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим внимательно наш «Оазис». (Рассматриваем)
А теперь я вам предлагаю из маленьких камешек выложить цветы по вашему представлению. (Дети из камешек выкладывают цветы).
Спасибо вам большое за прекрасное творчество дети. Мы прощаемся с нашим «Оазисом» и отправляемся к следующей остановке. А вот и она. Остановка «У старого пня»
Ребенок:
Старый пень, как старый дед постоянный домосед
Кто его не навещает, всех укрывает, согревает.
Воспитатель: пень-это жилище для мелких организмов. Насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и мн. др. ,. Давайте осмотрим наш пенек. (Рассматриваем)
По тропинкам мы гуляли, за природой наблюдали
Отдохнуть теперь у пня пора. Ждет нас веселая игра! «Затейники»
(Выбирается затейник и становится в середину круга, остальные идут по кругу взявшись за руки и произносят слова:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так….)
- А теперь присядем у нашего дружка пня на дорожку. Мы возвращаемся в наш детский сад, ребята. Давайте поблагодарим наш пенечек и в путь!
Вот мы и в детском саду и нас на входе приветливо встречает красавица рябина, посмотрите на нее. Как она изменилось с приходом осени?
- Гроздья рябины стали алыми.
- Листья начали желтеть.
Ребята, у меня есть разноцветные мелки, давайте отобразим красоту рябины в рисунках, и нарисуем ее красивые гроздья на асфальте. Согласны? (дети рисуют, появляется - Осень)
ОСЕНЬ : Здравствуйте, ребятки! Вы меня узнали? Осень я! Я знаю, что вы ходили на экскурсию по осенним тропам. Вам понравились мои владенья? Что нового вы узнали? Как отдыхали? Кого встречали? Что поразило? А что удивило? С какой целью вы ходили на экскурсию?
Дети: мы посмотрели, какие изменения в природе произошли осенью, разглядели ее красоту. Помогли природе, убрали мусор и ветки, а еще хорошо отдохнули и много узнали нового.
Наш девиз: Береги природу друг! Будет красиво все вокруг!
ОСЕНЬ : молодцы дети! Вы настоящие юные экологи.
Очень много вы узнали, но, наверное, устали?
Я вас, конечно, понимаю и дарами осенними всех вас угощаю!
(осень щедро вознаграждает детей своими дарами)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экскурсия по экологической тропе способствовала приобщению детей к практической экологической деятельности, развивает у детей умение вести исследовательскую работу. Воспитывает природоохранительные знания и умения, личную ответственность за сохранность окружающей природы. Развивает у детей умение чувствовать красоту и уникальность окружающего мира. Объекты экологической тропы дают ребенку большие возможности для сенсорного развития, для наблюдений, экологических праздников, игр, отдыха, для их эмоционального развития, а так же формирования чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, для восхищения красотой и разнообразия природы.