Аксана Белова
Экскурсия к реке Ветлуге
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Расширять знания детей о родной реке Ветлуге.
Задачи:
-углубить и систематизировать знания детей о реке, ее назначении;
-развивать умение анализировать, делать выводы,
- показать значимость и красоту реки Ветлуга;
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, способствовать получению положительных эмоций.
Ход экскурсии.
1. -Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на прогулку, а куда вы узнаете, если отгадаете загадку.
Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Публикация «Экскурсия к реке Ветлуге» размещена в разделах
Назад не поворотится.
(Река)
Правильно у нас будет экскурсия к реке.
2. Придя к реке, воспитатель задает детям вопрос о том, знают ли они, как называется наша река.
Дети: Река – ВЕТЛУГА.
Воспитатель: А вы знаете, как появляются реки?
Воспитатель рассказывает, как рождаются реки.
Просачиваясь сквозь почву, дожди и талые воды достигают плотных пород, которые не пропускают воду. Слои земли, лежащие на них, пропитываются водой, как губка. Так образуется водоносный слой. Вода под землей может образовывать настоящие озера и реки. Если в лесу или долине вы увидите маленький ручеек, отнеситесь к нему с уважением – возможно перед вами будущая могучая река. Чаще всего в образовании реки участвуют родники, подземные воды, а так же осадки. На поверхности почвы вода прокладывает себе дорогу, небольшие бороздки, по которым она и стекает. Объединяясь, маленькие потоки сливаются в ручей, где вода течет уже постоянно. Ручьи объединяются в реку, которая впадает в другую, более крупную реку либо море. Наша река Ветлуга впадает в реку Волга.
Ветлуга — река в центре Европейской части России, левый приток Волги. Протекает по территории Кировской, Костромской и Нижегородской областей и республики Марий Эл.
Длина реки — 889 км. Левый берег низменный, правый высокий. Течение медленное, много стариц. Притоки: Нея, Большая Какша, Уста, Юронга — левые; Вохма, Люнда — правые. Питание снеговое. Ледостав с начала ноября по апрель. Сплавная.
На реке расположены города Шарья и Ветлуга, посёлки городского типа Варнавино, Ветлужский (Костромская область, Ветлужский (Нижегородская область, Красные Баки, Воскресенское.
Жители Поветлужья называют себя «ветлугаи» (ед. число «ветлугай») или «ветлужанами». Второй вариант более распространён, первый практически не встречается.
Воспитатель: На каком берегу расположен наш посёлок, на высоком или низменном?
Ответы детей.
Воспитатель: А что находиться на низком берегу реки?
Дети: На низменном берегу расположен лес.
Воспитатель: Какие бывают реки?
Дети: быстрые, тихие, горные, длинные и т. д.
Воспитатель: А наша река, какая?
Дети: Наша река – не очень быстрая, длинная, бывают водовороты, не очень широкая.
Воспитатель: Как вы думаете вода в реке сейчас теплая или холодная? Почему? Обращаем внимание детей на цвет, прозрачность воды.
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: А можно ли пить воду из реки?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Нельзя пить воду из реки, т. к она не прошла очистку
Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища, скважины, затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров воду очищают от песка, грязи, разных микробов, и только после этого вода уже попадает в водопровод, а потом по трубам – в квартиры, дома.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру с мячом «Я начну, а ты продолжи»
-Наша река называется?
-Наша река какая?
-Река Ветлуга впадает в какую реку?
-Что расположено на низменном берегу реки?
-Как называют жителей на берегах реки Ветлуга?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем нам нужна река?
Ответы детей
Воспитатель: Раньше по нашей реке сплавляли лес, т. к по её берегам расположены огромные площади смешанных лесов. Строили огромные корабли «беляны», которые по прибытии в пункт назначения разбирали по брёвнышку до основания. А так же река вегда была и остаётся «кормилицей». В ней водиться много рыбы.
Назовите, какая рыба водится в нашей реке?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Предлагаю поиграть.
Проводится игра «Рыбаки и рыбка».
Выбор ведущего и водящего: в роли ведущего целесообразнее выступать педагогу – он объясняет правила и следит за ходом игры. Сначала по считалке выбирают одного водящего, потом другого.
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала.
- Здравствуй! - Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была,
Я удила рыбака,
Дядю Петю чудака.
- Где же твой рыбак?
Попался?
- Нет, ушел хитрец,
Сорвался.
Описание хода игры:
Игроки - «рыбки» находятся на площадке. Пара игроков – водящие, образуют «сеть»(берутся за руки – одна рука свободна). По сигналу рыбки бегают по площадке, а рыбаки догоняют рыбок и соединяют вокруг них руки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам. Игра продолжается до тех пор, пока сеть не разорвётся или пока не будут пойманы все игроки.
Правила и условия игры:
• Если рыбка попалась в сеть, она присоединяется к рыбакам.
• Рыбаки могут поймать в сеть только одну рыбку.
Дозировка 2-3 раза
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете что надо делать,чтобы наша река Ветлуга была красивой, чистой и радовала нас?
Ответы детей.
Воспитатель: Вам понравилась экскурсия?
Давайте молча полюбуемся на Ветлугу, на красоту природы вокруг, а когда придём в детский сад отобразим в рисунках наши впечатления.