Юлия Соловей
Экскурсия к каштану летом
▼ Скачать +Заказ
«В гости к каштану» (Каштан летом)
Целевая прогулка (экскурсия) для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: создавать условия для формирования познавательно-исследовательских знаний и умений детей.
Задачи:
1. Формировать представление о дереве - каштан, его характерных признаках (форма кроны, листьев, пользе каштана.
Публикация «Экскурсия к каштану летом» размещена в разделах
- Каштан. Наблюдения на прогулках
- Лето
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
2. Развивать познавательно-исследовательский интерес, наблюдательность, любознательность, внимание, память, связную речь; расширять кругозор, словарный запас.
3. Закреплять умение различать деревья по их внешнему виду. Обогащать знания детей об изменениях в растительном мире летом.
4. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к деревьям.
Словарная работа:
крона, пальчатые, веерообразные, кислород.
Ход наблюдения:
Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас на встречу с природой, её тайнами, сюрпризами. Предлагаю вам загадку:
Весь июнь цветёт,
В октябре созревает,
Цвет зелёный меняет,
Коричневый оставляет! Ответ: Каштан
Учёные считают, что растения наделены чувствами, обладают памятью, могут различать цвета и общаться между собой или предостерегать друг друга. Они умеют распознавать угрозу, дрожат от страха, могут звать на помощь; способны взаимодействовать друг с другом и другими живыми существами на расстоянии, различают настроение и намерения людей. Они не могут убежать в случае опасности. Им приходится быть внимательнее и следить за тем, что происходит вокруг них. Растения, как оказывается, реагируют на людей, на шум и другие явления, но вот каким образом - это остается загадкой. Они реагируют, когда люди любуются ими, хвалят.
Вам интересно, что нас ждёт впереди и чему нас сможет научить природа сегодня?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: дети, какое у вас настроение?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: а какое настроение у каштана? Давайте попробуем определить вместе.
Дети: Ответы детей
Посмотрите, какое оно? Расскажите о нём.
Дети: Ответы детей
Радуется ли нам? Как вы узнали?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: предлагаю вам вспомнить, какое дерево каштан? (лиственное или хвойное)
Дети: Ответы детей
Воспитатель: как вы это определили? По каким признакам?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: На что похож лист каштана?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: молодцы. Летом он радует глаз пышной кроной из больших веерообразных листьев. Листья составляют крону дерева. Широкая крона из необыкновенно красивых листьев дарят тень и прохладу. Взрослое дерево конского каштана достигает в высоту до 30 метров.
Крона дерева имеет форму пирамиды. Листья крупные, веерообразные, пальчатые с плотной поверхностью и зеленой окраской.
Ствол цилиндрической формы с тёмно-коричневой корой.
Корень мощный, благодаря чему это дерево достаточно ветроустойчиво.
Летом на каштане появятся «ежики» - каштаны.
Воспитатель: а все ли лиственные деревья одинаковы?
Дети: У всех деревьев разная форма листа и цвет коры.
Воспитатель: а сейчас я вам предлагаю взять лупы и внимательно рассмотреть кору каштана. (Дети вместе с воспитателем рассматривают кору дерева и рассказывают о том, что наблюдают)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, есть ли у деревьев друзья? Кто они?
Дети: Ответы детей
А вы хотели бы подружиться с деревьями? Знаете, как это сделать?
Дети: Размышления детей.
Воспитатель: Сейчас я вам покажу. Я хочу подружиться с каштаном. Я поглажу его кору, прижмусь щекой, обниму. А теперь вы, дети, выберите себе дерево и подружитесь с ним. В народе говорят: если обнять дерево, оно подарит силу и здоровье. (Дети обнимают дерево)
Подвижные игры: (на выбор воспитателя)
1. «От дерева до дерева».
Правила: Дети по очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придется сделать прыжков, чтобы достичь цели?
2. «Лесные пятнашки».
Правила: Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя ловить игрока, прижавшегося спиной к дереву; двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; тех, кто сумеет обхватить дерево руками.
3. «Раз, два, три. К дереву беги»
Правила: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять названия деревьев; развивать быстрый бег.
4. «Займи место»
Цель: Развивать двигательную активность детей. Развивать ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.
Правила: Одного из участников игры выбирают по считалке водящим
Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идё т за кругом в противоположную сторону и говорит:
Как сорока стрекочу.
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу –
Беги!
Сказав «беги», водящий касается спины одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили. Устремляется со своего места по кругу, навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.
Круг должен сразу остановиться при слове «беги». Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.
Дидактическая игра: (на выбор воспитателя)
1. «Какую пользу я приношу?»
Цель: формировать умения выявлять функции объекта, его дополнительные ресурсы.
Правила игры: Назвать пользу, которую приносит объект. «Какая польза от дерева?» - «В жару под ним прохладно, тень. Листьями питаются насекомые. А еще для птиц польза, можно на дереве вить гнезда».
2. «Путешествие по временам года».
Цель: Знакомить детей с изменениями, происходящими с деревьями в разное время года.
Правила игры: По предложенным признакам, определить к какому времени года они относятся. Например, в саду созрели вкусные и ароматные фрукты. Какое это время года? (Ответы детей).
3. «Найди похожий».
Цель: Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей ( названия деревьев: клен, тополь, яблоня и т. д., формировать умение объяснять свой выбор, развивать внимание, память, связную речь.
Правила игры: Находить одинаковые листья, деревья, кустарники и назвать их.
4. «Что такое хорошо, и что такое плохо?»
Цель: формировать умение детей описывать увиденное, находить различия между хорошим и плохим; воспитывать доброту, трудолюбие.
Правила игры: По приведённым примерам определить хорошо это, или плохо. (Если дети ломают ветки - это хорошо? Сажают цветы, разоряют гнёзда… (можно использовать дидактические карточки)
5. «Назови части дерева» (корни, ствол, крона, ветви, листья, плоды);
Цель: формировать умение детей называть части дерева, ориентироваться в расположении их на дереве, описывать.
Правила: ребенку предлагается картинка с изображением части дерева, он ее называет, объясняет для чего она нужна дереву, какую функцию выполняет.
Деревья – украшение нашей Земли,
Без них не живут муравьи, соловьи,
Ни звери, ни ягоды, ни грибы,
Ни люди, ни птицы и ни слоны.
Воспитатель: Какую пользу приносят деревья людям?
Дети: Деревья дают нам кислород, чтобы мы дышали.
Воспитатель: Да, действительно, деревья дают нам кислород, чтобы мы дышали, следовательно, жили и за это их надо любить и благодарить.
Деревья необходимы не только человеку. Как вы думаете, кому ещё нужны деревья?
Дети: Деревья нужны птицам.
Воспитатель: Дерево – это своеобразный дом, в котором живут разные жильцы. Как вы думаете, кто может жить на каштане?
Дети: На каштане могут жить птицы и насекомые.
(Дети берут лупы и ищут различных насекомых на стволе каштана, в трещинах)
Воспитатель: Для жителей, дерево не только жилище, но и столовая.
Как вы думаете, почему?
Дети: Птицы кушают различных насекомых.
Воспитатель: Да, вы правы, птицы питаются насекомыми, а ещё они находят семена и плоды деревьев. А насекомые - растительную пищу и личинок других насекомых. Поэтому мы должны заботиться и оберегать деревья – они приносят много пользы.
Рефлексия:
- Какая форма у листьев, на что похожи? (веерообразная, на пальцы рук.)
- какие признаки лета ты знаешь?
- что такое крона?
- по мнению ученых чем обладают деревья?
-чем полезно дерево каштан?
-нужно ли беречь деревья, почему?