Николай Звонов
Экономическое воспитание «Основные статьи расходов семейного бюджета»
▼ Скачать + Заказать документы
«Основные статьи расходов».
Цель:
1. дать понятие об основных статьях расхода семейного бюджета (о текущих, одноразовых расходах и на приобретение вещей длительного пользования).
2. формировать умение разносить различные денежные траты по соответствующим статьям.
Задачи:
1. Способствовать формированию навыков умения сопоставлять желаемое с реальностью.
2. Научить рационально с пользой распределять и тратить денежные средства.
Публикация «Экономическое воспитание „Основные статьи расходов семейного бюджета“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Формы и методы работы: занятие с элементами тренинга, работа творческих групп, словесный, наглядный.
Оборудование:
1. Подвижная схема «Бюджет семьи».
2. Карточки со словами «парфюмерия», «галантерея».
3. Таблица с изображением набора основных продуктов питания (мясо, молоко, хлеб, рыба, яйца, овощи, фрукты, сахар, жиры, крупы, мука) с указанием цен за 1 кг веса.
Ход занятия:
Повторение предыдущей темы
Вопросы к повторению:
- что такое бюджет?
- из чего он состоит?
-назвать главный источник семейного дохода;
-перечислить дополнительные источники дохода;
Составим схему из карточек (доходная часть бюджета). Схема №1
- рассказать о порядке подсчёта денежного дохода семьи за месяц, полгода, год.
Объявляется тема занятия «Основные статьи расходов».)
Начнём с вопросов.
• На что расходуются деньги? (квартплата, питание, электроэнергия, одежда, обувь, плата за обучение, транспорт, культурные потребности, интернет, телефон, отпуск).
• Какие расходы можно назвать повторяющимися, постоянными?
Переходим к объяснению нового материала.
Все расходы делятся на три группы:
1. Текущие или обязательные. Это расходы, повторяющиеся из месяца в месяц (питание, транспорт, коммунальные услуги, карманные расходы, расходы на развлечения).
2. Расходы на приобретение вещей длительного пользования для каждого члена семьи или для дома. Крупные покупки совершаем не часто, т. к. для этого требуются сбережения.
3. Одноразовые расходы, которые бывают один раз в году или распределяются неравномерно, например подписка на газеты и журналы, отпуск, экскурсии, поездки.
Составим из табличек схему №2.
И так перечислим по схеме статьи расходов по трём группам. Рассмотрим каждую статью, что туда входит. Назвать те товары и услуги, которые относятся к определённой статье расходов. Как вы считаете, какая статья основная? Куда больше всего тратится денег? (Питание).
Назовите основные продукты питания и цены на них. (Демонстрация основной таблицы с изображением основных продуктов питания и цен на них).
Самые разнообразные блюда можно приготовить из небольшого набора основных продуктов : мяса, рыбы, яиц, молока, овощей, фруктов, сахара, жиров, муки. Эти продукты – основа питания. (воспитанники называют продукты питания и цены на них)
Другая статья расходов - коммунальные услуги.
Какими коммунальными услугами мы пользуемся?
Службы жилищно– коммунального хозяйства многочисленны: это содержание и ремонт жилых домов, городской транспорт, газ, водопровод, электричество, телефон, баня. Кроме этого мы постоянно нуждаемся в бытовом обслуживании. Предприятия бытового обслуживания выполняют ремонт бытовой техники, обуви, часов, пошив одежды, парикмахерские, прачечные, химчистки, фотоателье.
К текущим относят расходы на хозяйственные мелочи, парфюмерию, галантерею, культурные мероприятия.
Ребята перечислите предметы хозяйственно-бытового назначения повседневного спроса (кастрюли, чашки, ложки, чайники)
Назовите бытовые инструменты первой необходимости (молоток, ножовка, отвёртки, ключи)
Что можно отнести к расходам на парфюмерию?
(Парфюмерия - это различные ароматические и косметические товары, туалетное мыло, зубная паста, шампуни, крема, духи, одеколоны, дезодоранты)
Что относится к галантерейным товарам?
(Слово «галантерея» пришло к нам из французского языка и означает мелкие принадлежности туалета (ленты, кружева, пуговицы, перчатки, шляпы, шарфы, сумки, носки, чулки, расчёски, зонты)
Что входит в статью «культурные потребности»?
(посещение театров, цирков, концертов, стадионов, дискотек, приобретение книг)
Вещи длительного пользования (одежда, обувь, мебель) как правило дорогостоящие, поэтому на их покупку приходится копить, или брать кредит.
Закрепление материала:
Группу разбить на 2 бригады
Каждой бригаде выдаются карточки с перечнем различных покупок. Ученики должны сгруппировать их по соответствующим статьям расходов.
Например (отвечают устно) :
Обед в столовой – питание.
Палата за ремонт обуви – бытовые услуги.
Билеты в театр – культурные потребности.
Стиральный порошок – хозяйственные нужды.
Зубная паста – парфюмерия.
Ремень – галантерея.
Каждому выдать карточку
Коммунально-бытовые услуги. Транспорт. Культурные потребности. Хозяйственные товары. Парфюмерия. Галантерея. Прочее.
Вписать в соответствующие графы следующие расходы; карамель, плата за отправление телеграммы, мыло, лекарство, проездной билет на автобус, пуговицы, кастрюля, книга, билеты в цирк, картофель, квартплата, кроссовки, зеркало, подарок.
Подводится итог занятия.