Серова Марина
«Путешествие в весенний лес». НОД по формированию познавательного интереса у детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность
По формированию познавательного интереса на тему : «Путешествие в весенний лес»
Задачи:
1. Развить умение сравнивать различные периоды весны.
2. Формировать у детей представление о взаимосвязях, существующих в природе. Учить составлять пищевые цепочки, обосновывать их, доказательно отвечать на вопросы воспитателя.
3. Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, от их жизни в весенний период.
Публикация «„Путешествие в весенний лес“, НОД по формированию познавательного интереса у детей старшей группы» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
4. Продолжать знакомство детей с миром насекомых, развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам.
5. Воспитывать чувство доброты и сопереживания к природным объектам.
Предметно-пространственная организация среды:
Оборудование: Учебный плакат «Насекомые», модели пищевых цепочек, картинки птиц, модель дерева, дидактическая игра «Бери все живое»
Музыкальное оформление : музыка Шаинского «Вместе весело шагать», запись голосов птиц, Шуман «Тишина леса»
Предварительная работа: проведение занятий, бесед по экологическому воспитанию, наблюдения за изменениями погоды в течение года, дидактические игры, чтение познавательной литературы, произведений писателей-натуралистов: В. Бианки и др.
Ход занятия:
Воспитатель: Наступила весна. Благодатная, все пробуждающая. Три месяца весны, так не похожи друг на друга. Назовите их (ответы детей).
Воспитатель: А в народе эти месяцы назывались так: март – капельник, апрель – водолей, май – травень и цветень. Почему их так называли?
Наступила весна. Какая она?
(Ответы детей : теплая, радостная, добрая, солнечная, звонкая, зеленая)
Воспитатель: Какие чудеса происходят весной?
Дети: Тает снег, текут ручьи, появляется зеленая травка, лопаются почки, появляются маленькие листочки.
Воспитатель: Дети, сегодня мы отправимся в лес, который будет открывать нам свои тайны, учить правилам поведения в лесу, умению быть заботливыми и доброжелательными к обитателям леса.
Много на нашей Земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. Войдешь в прохладную лесную чащу и сколько всего увидишь: листья шелестят, птицы поют, кто-то в травке шуршит. Сколько же в лесу тайн!
Ребята, хотите побывать в лесу?
(Звучит песня Шаинского «Вместе весело шагать»)
Представьте, что мы оказались в лесу. А что такое лес? Конечно, это не только деревья. Это - кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. Леса бывают разные. Много песен и стихов сложено про красавицу березку, а лес, где растут одни березки, называется березняк. А где ели?
Дети: ельник
Воспитатель: Где строит себе гнездо сова: в березняке или дубраве? Почему?
Почему клесту легче жить в еловом и сосновом лесу, чем в березняке?
Физкультминутка «В лес гулять мы вышли»
Воспитатель: Тихо в лесу. Кажется, что кроме деревьев, никого здесь нет. Прислушиваемся, и лес открывает нам свои тайны. Вот гусеница сидит на листке дерева, у нее одно дело – поедать листья. Вот мышка съела травинку, а тут под корой жук-усач грызет древесину. Не съедят ли они весь лес? Конечно, нет, ведь в природе все между собой взаимосвязано, одно влияет на другое. Ничто в природе не существует само по себе. Жизнь каждого живого создания влияет на жизнь других. Вся живая природа Земли выстраивается в такие цепочки. На какие три группы делятся животные в зависимости от питания?
Дети: хищники, травоядные, всеядные
Воспитатель: Что всегда находится в начале пищевой цепочки? А в конце?
(Ответы детей)
Работа за столами: выстраивание пищевых цепочек детьми, обосновывая их
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, мы пошли в лесок гулять
Этот пальчик - по дорожке, этот пальчик - по тропинке,
Этот пальчик – за грибами, этот пальчик – за малинкой.
Этот пальчик птиц увидел, их вспугнул, но не обидел
Птицы с шумом улетели, с ним играть не захотели.
Другое чудо, которое мы можем увидеть в лесу, это наши пернатые друзья. (Обращаю внимание детей на чудо-дерево, на котором сидят птицы)
Что за чудо-дерево! Какие красивые птицы прилетели к нам! Каких птиц вы узнали?
( Дети перечисляют: грач, скворец, соловей, кукушка, жаворонок)
Воспитатель: Как, одним словом можете назвать этих птиц?
Дети: перелетные
Воспитатель: Красивые птицы, не похожие друг на друга. Птицы радуют нас своим пением. Если бы птицы умели говорить, что бы они рассказали нам в своих песнях?
Дети: о том, как они любят свою родину, как красива наша Земля, какие чудеса они видели в разных странах, как труден был их путь домой, как они спешили к нам и радовались встрече с нами.
Воспитатель: Молодцы! Послушайте голоса птиц и догадайтесь, какое у них настроение. (Звучат голоса птиц в записи)
Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Дети: радостное, веселое
Воспитатель: Я приглашаю вас отдохнуть на лесной полянке
Релаксация «Волшебный сон»
Реснички опускаются, глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем,
Дышится легко, ровно, глубоко
Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают… Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряжение улетело, и расслаблено все тело,
Будто мы лежим на травке, на зеленой мягкой травке
Греет солнышко сейчас – руки теплые у нас
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать,
Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем
Потянуться, улыбнуться. Всем глаза открыть и встать!
Продолжим наше путешествие. Что же мы видим? Оказывается, в лесу есть такие жители, которые совсем маленькие, крошечные, их много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто же это? Догадались? Ну, конечно, насекомые. Перечислите насекомых, которых вы знаете.
(Ответы детей)
Воспитатель: Выставляю плакат «Насекомые» и предлагаю выделить существенные признаки насекомых (тело состоит из трех частей, шести ног, крыльев и усиков)
Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, окраске. Как они передвигаются?
Дети: ползают, прыгают, бегают
Воспитатель: Дети, а вы знаете, какое самое сильное насекомое на земле?
Дети: муравей
Воспитатель: Я знаю, что вы любите смотреть познавательную передачу «Галилео», сегодня к нам приехал в гости Александр Пушной и сейчас вам расскажет много интересного о жизни муравьев (Рассказывает ребенок)
Воспитатель: Вот видите, как много интересного на Земле. Однако все живое на Земле нуждается в нашей защите, поэтому постарайтесь, никогда никого не обижать, а охранять и беречь, как об этом просит сам муравей из стихотворения Раина Фархади:
Однажды на тропинке муравей, сказал мне так: «Идите осторожно, Не наступайте на моих друзей, и на меня, ну разве это сложно?
Ведь кроме вас, по этой же тропе и муравьи шагают рано утром.
Прислушайтесь к земле, воде, траве, вы – человек повсюду будьте мудрым
Вот ящерка на камне у ручья, под солнцем греется, поймать ее не сложно.
Вот уж. Неядовитая змея, кусты покрыты пылью придорожной.
Не цельтесь камнем в певчего дрозда, мышей летучих не гоните с криком
Того птенца, что выпал из гнезда, возьмите нежно, матери верните.
Порой промчаться ведь не мудрено и растоптать живое ненарочно…
Так мне сказал ученый Муравей, ступая чинно по тропе своей.
Лес живой и, как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло, свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред лесу и его обитателям. Мы, с вами неоднократно гуляя в парке, видели следы неблаговидной деятельности человека, который нарушил законы природы.
Дидактическая игра «Угадай правило».
Чтение стихотворения:
Если в лес пришли гулять, чистым воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай мусор с травки убирать
Зря цветы не надо рвать, из рогатки не стрелять, ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.
Вот и заканчивается наше путешествие в лес. Лес – полный чудес. Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом, беречь и любить все живое. Запомните, дети, вы – частица природы. Заболеет лес или река и нам будет плохо, не обижайте ни дерева, ни кошку, ни муравья, не обижайте друг друга. Человек должен быть добрым.
Земля – наш мир, наш дом,
Кораблик в океане звездном!
Возьмемся за руки друзья, Спасем наш мир, пока не поздно!