Анна Семенчук
Экологическое воспитание в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ
Эта статья раскрывает основные вопросы экологического воспитания в дошкольном учреждении. Под экологическим воспитанием классически понимают воспитание не только экологической культуры как таковой, но и воспитание в юном гражданине нравственности, а также формирование духовности и интеллекта. Главные слова: экологическое воспитание, ДОУ, дошкольный возраст.
Публикация «Экологическое воспитание в ДОУ» размещена в разделах
Можно выделить основные задачи экологического образования дошкольников:
• Формирование целостного представления о природном и социальном
окружении как среды жизни человека.
• Формирование экологического сознания и мышления, нравственно-
этического восприятия природы.
• Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через
интеграцию всех видов деятельности.
• Непрерывное воспитание у детей ответственного отношения к
окружающей среде и формирование основ здорового образа жизни.
• Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к
вопросам экологического воспитания детей в семье.
Важную роль занимает совместная деятельность дошкольников и
воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на
занятиях. Сюда относятся: различные тематические игры, викторины,
рисование и конструирование, наблюдение, ответы на вопросы детей,
обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов, работа в живом уголке, подготовка экологических праздников. Огромно то влияние, которое оказывает природа на ребенка в эту пору: она, встречая малышей множеством звуков и морем запахов, загадками и тайна ми, заставляет детей остановиться, остановившись – присмотреться, а присмотревшись – задуматься. Краса окружающего их мира порождает чувство глубокой привязанности к месту, где они родились и живут, и, в конечном итоге, формирует любовь к Отчизне.
Под эмоционально-чувственным критерием понимают чувство ответственности. Воспитанники хотят заботиться о природе. Здесь же значимо проявление позитивных чувств к окружающему миру. Практико-деятельностный критерий характеризуют наличием у воспитанников практических умений по заботе о природе. Экологическое воспитание детей-дошкольников осуществляется различными методами. Имеет смысл рассмотреть статистику по методам экологического воспитания дошкольников в нашем ДОУ, где на занятия и беседы приходится около 33,9%. Игры в МБДОУ д/с №71 занимают 9,7%. Опыты и эксперименты – 4,8%. В наблюдениях за природой проходит 14,5% экологизации. Консультационной работе с родителями воспитанников – 2,2%. Если проанализировать представленные данные, то можно заметить, что беседы в ходе экологических занятий в МБДОУ д/с №71 занимают первое место. На самом деле, разговор с ребенком об экологии и непосредственное его общение с миром живой природы в ходе прогулок быстрее прочего затрагивает детское восприятие. У ребенка развивается экологическое мышление, которое поможет ему осознать и близко принять к сердцу мысль о том, что природу важно любить и беречь, а о братьях наших меньших нужно заботиться.
Экологическое воспитание дошколят предполагает: в ключе нравственного воспитания – воспитание человечного отношения к живой природе; в ключе интеллектуального развития – формирование системы экологического знания и представлений; в ключе развития эстетического чувства – умение увидеть и чувствовать красоту природы, умение восхититься ею и желание сохранить ее; а также участие воспитанников в посильной деятельности по присмотру и уходу за животными и растениями, в деятельности по защите и охране природы. Составляющие данного подхода к экологической работе с детьми в условиях ДОУ существуют не разрозненно, а комплексно, взаимосвязано.
Для оценки результативности комплекса мероприятий по экологическому воспитанию в ДОУ применяют ряд специальных критериев. Критериями для оценки экологи ческой воспитанности дошкольников выступают следующие пункты: Ценностно-мотивационный критерий. Здесь мы говорим о понимании воспитанниками всей ценности живой природы. Значим и мотив проявления интереса к природе, как и мотив для получения знаний о проблемах экологии в современном мире. К когнитивному критерию стоит отнести наличие знания и представлений, осознанных и достоверных, о рассматриваемой проблеме.
Раскрыв ребенку всю красоту природы, научить видеть ее постоянно, – дело непростое. Для того, чтобы достичь этой цели, педагог и сам должен жить с природой в гармонии, каждым поступком и жестом подчеркивая эту гармонию, чтобы дети могли подражать в прямом смысле слова каждому его движению. Дети очень наблюдательны, они внимательны к словам воспитателя и хорошо различают отрицательное и положительное в делах взрослых. Лишь обучив дошколят экологическим основам, мы сможем сказать с полной уверенностью, что наши дети смогут поступать правильно и за будущее Земли можно не беспокоиться.