Юлия Байрузова
Средства экологического воспитания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из самых существенных проблем для всего человечества – проблемы с экологией нашей планеты. Проблема эта волнует умы великих ученых, политиков, простых людей и даже наших маленьких детей. Именно за ними стоит будущее нашей планеты и всего человечества.
Именно поэтому так важно дать детям представления об экологии и правилах поведения человека на природе, главное из которых – не навреди. Взрослый является примером, так называемом Носителем экологической культуры. Его задача показать радость от общения с живыми существами в природе, научить видеть красоту окружающего мира, показать пример помощи природе.
Публикация «Средства экологического воспитания в детском саду» размещена в разделах
Этим целям можно следовать через следующие средства
1. Экскурсия.
Успех экскурсии во многом зависит от подготовки воспитателя. Он должен заранее определить конечную цель мероприятия, найти маршрут, подготовить материал для рассказа. Необходимо найти мотивацию для
детей, продумать задания. Знания, полученные на экскурсии нужно закреплять в дальнейшем.
2. Труд в природе.
Хочется разделить этот пункт на два подпункта : труд в групповом помещении и непосредственно на улице. В групповом помещении дети могут помочь в поливе растений, при посадке растений в уголке природы, прививаются первичные навыки ухода за растениями. На улице ребята могут научиться кормить птиц, убрать песок или мусор и многое другое.
3. Наблюдения.
Наблюдение позволяет показать объекты живой и неживой природы в их естественной среде. Дети могут увидеть и самостоятельно сделать выводы, отследить взаимосвязь. Непосредственный контакт с предметом обеспечивает яркие и запоминающиеся эмоции для малышей. В качестве объекта наблюдений может выступать насекомые, животные, растения, машины, сезонная одежда, работа сотрудников детского сада и др. Чтобы привлечь внимание детей, педагог часто использует сюрпризный момент.
4. Эксперимент.
Детям дошкольного возраста, впрочем как и школьникам, свойственно постоянно искать ответы на возникающие вокруг них вопросы. Таков способ их познания мира. Да и родителям маленьких почемучек знакомы постоянные вопросы “ почему море соленое, а небо голубое? “. Вместе с взрослым ребенок может провести простейшие опыты и получить подтверждение своим теориям. Без наглядных действий абстрактные понятия так и останутся непонятыми.
5. Игра.
Ведущей деятельностью детей является игра. Игры на природе всегда являются для детей своего рода маленьким праздником. В игре можно выяснить такие важные моменты, как правила поведения людей на природе.
Также прививаются такие социальные нормы, как бескорыстная помощь, чувство сопереживания и ответственность.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры с природным материалом. Например, дидактическая игра “ Почему так бывает? “( Cвязь живой и неживой природы “), “ Что где растет “ и. т. д.
6. Уголок природы.
В детском саду ребенок в основном проводит время в групповом помещении. Юным экологам необходимо иметь доступ к интересующим его объектам для расширения знаний о природе.
Уголок природы формирует бережное отношение к природе и экологии, способствует приобретению навыков ухода за растениями и ответственности.
7. Сотрудничество с семьёй
Процесс экологического воспитания должен быть непрерывным, а значит процесс не должен прерываться, когда воспитанник их сада уходит домой.
Для достижения цели нужно тесное сотрудничество с семьями детей. Если в семьей и обществе к ребенку предъявляются разные требования в экологическом воспитании, это может отрицательно сказаться на деятельности ребенка. Кроме того, очень важен здоровый пример со стороны взрослого и уважаемого ребенком, человека.
Для работы с родителями можно задействовать все доступные методы :
Анкетирование, круглые столы, памятки, конкурсы,родительское
собрания, беседы, совместные мероприятия.
Таким образом, экологическое воспитание становится одним из ведущим в деятельности. В XX в человек активно внедрялся в природе, ломал ее и подстраивал под себя. В XXI в все больше людей видят гибельность такого курса для природы и человека. Наша задача- научить детей взаимодействовать с природой с наименьшими потерями для нее.