Мартынова Инна
Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное учреждение Купинского района. Детский сад «Теремок». Автор: воспитатель 1 категории Мартынова Инна Альбертовна.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.
В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому воспитанию детей уже с первых лет их жизни. Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу, самых волнующих несомненно относятся проблемы связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. Это сказывается губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем больше будет ее педагогическая результативность. Все учебные занятия в ДОУ призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей. Большое наследие в области воспитания окружающей средой оставил нам педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства. Основная цель экологического воспитания : научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирований умений управлять физическим и психическим состоянием. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на 1) массовые, 2) групповые, 3) индивидуальные. К массовым формам относится работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, массовые природоохранные праздники, конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке. К групповым – кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум. Индивидуальные формы предполагают наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепку. Общаясь с природой, изучая ее объекты и явления, дети старшего дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают многообразие растительного и животного мира. В старше возрасте нужно продолжать более углубленно знакомить детей с объектами неживой и живой природы: камнями, песком, глиной, почвой, солнцем (свет и тепло) ,растениями, животными и связью их «судьбы» с деятельностью человека. Учить детей правильно взаимодействовать с природой, укреплять свое здоровье в процессе общения с природой. Необходимо учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха, стрекоза летают, кузнечик прыгает), определять насекомых по издаваемым звукам. Рассказывать о особенностях сезонной жизни, местах обитания насекомых, о некоторых защитных свойствах насекомых.
В процессе наблюдения за природой очень хорошо использовать загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, дидактические игры. Следует познакомить детей с одним из главных праздников – Днем Земли, который состоится 22 апреля. Труд в природе учит помогать взрослым, учит любить и беречь природу. Но труд должен быть посильным, а инвентарь настоящим, но соответствовать возрасту.
Очень важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания следующая идея : охранять природу - значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Чувство ответственности за свою страну отожествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.