Людмила Демидова
Экологическое воспитание дошкольников. НОД в старшей группе «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект экспериментальной НОД в старшей группе : «Путешествие капельки»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Путешествие капельки»
Возраст: старшая группа
Основная образовательная область: познание
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, безопасность.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, НОД в старшей группе „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи по образовательным областям:
1.«Познание»
- развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
«Социализация»
- умение общаться со сверстниками во время проведения опытов
«Безопасность»
- знакомство с правилами безопасности при проведении опытов
«Коммуникация»
- развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в паре
2. Развивающие:
- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
3. Воспитательные :
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Планируемый результат: самостоятельное решение поставленных задач
Методы и приемы:
практические – опыты с водой;
словесные – загадка, беседа, рассказ, вопросы.
Материалы и оборудование: вода - на каждый стол, прозрачные стаканчики по 2 штуки на ребенка, ложки, трубочки, салфетки, камешки, гуашь, кисточки, сахарный песок, соль, масло пихтовое, сосуды разной формы, кусочки льда, аудиозапись «Звуки воды».
Предварительная работа: Наблюдение во время прогулок за явлениями природы: дождь, снег, лед, туман, иней, сосульки; чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка», «Обо всем».
Активизация словаря: исследователи, лаборатория, прозрачная, растворитель, твердая, пресная.
Ход занятия.
Воспитатель : Ребята у нас сегодня присутствуют гости. Поприветствуйте гостей.
Воспитатель : Все встали в круг.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся и, друг другу
Улыбнемся.
Воспитатель : Сейчас я Вам загадаю загадку:
Удивительно, не так ли
В супе, в чае, в каждой капле
В звонкой льдинке, и в слезинке
И в дождинке, и росинке
Всем нужна она всегда
Зверям, птицам, человеку
Без нее прожить нельзя.
(вода)
Воспитатель : Правильно, вода. Мы сегодня с Вами побеседуем о воде.
Воспитатель : Что Вы знаете о воде?
Дети : Вода нужна для питья, чтобы умываться, мыть руки ; водой можно закаляться, готовить еду, мыть полы, мыть посуду, игрушки, стирать одежду; вода нужна для того чтобы поливать цветы,растения в огороде ;вода нужна для птиц, животных.
Воспитатель : Как Вы думаете из чего состоит вода?
Дети: Вода состоит из капелек
Воспитатель : Давайте поищем капельку. Только договоримся, что вы идете за мной. Договорились?
Дети : Да.
(Вместе с воспитателем, подходим к большому цветку. На листиках капельки воды).
Воспитатель : Ребята посмотрите,что это такое на листиках?
(Осторожно встряхиваю листики и мне на руку падают капельки).
Дети : Капельки.
Воспитатель : Дети, посмотрите кто у нас здесь?
Дети: Капелька
Воспитатель : Ребята, у капельки наверное, тоже есть имя. Как тебя зовут капелька? (Подношу капельку к уху и говорю за нее)
Воспитатель : Капельку зовут Капитошка. Что ты здесь делаешь
Капитошка?
(Капитошка пришла к своим сестричкам-капелькам, которые живут в детском саду.)
Воспитатель : Ребята, а где у нас в группе могут жить капельки воды?
(Поиск капельки по группе) (Дети идут по группе, делают остановку в уголке природы возле растений)
Дети: Здесь живут капельки. Цветы надо поливать. Они живые, без воды они засохнут, завянут – им нужна вода – приклеивают маленькую капельку.
(Дети идут в уголок игрушек)
Дети : Водой протираем полочки, моем игрушки.
(Дети идут к посуде)
Дети: надо много воды, чтобы мыть посуду.
(Дети идут к столу, где стоит куллер)
Дети : Мы пьем воду из куллера.
(Дети идут в туалетную комнату)
Дети: здесь мы моем ножки, ручки
Воспитатель : Дети, посмотрите сколько капелек живет в детском саду.
Капитошка говорит вам, ребята спасибо. Она порадовалась за своих сестричек, им у вас живется хорошо.
Воспитатель : Молодцы ребята, вы уже очень много знаете о воде.
Воспитатель : Дети, а что вы еще хотите узнать о воде?
Воспитатель : Вы хотите узнать какими свойствами обладает вода?
Дети : Да.
Воспитатель : Ребята, сейчас мы с Капелькой приглашаем Вас в нашу волшебную лабораторию, одевайте халатики.
Воспитатель : Что делают в лаборатории?
Дети: проводят эксперименты, опыты.
Воспитатель : Правильно, проводят опыты.
Воспитатель : А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории:
Дети: Не шуметь. Аккуратно обращаться с посудой. Слушать воспитателя. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.
Воспитатель : Молодцы! Все правила помните, проходите в нашу лабораторию. (Дети подходят к рабочим столам).
Экспериментальная деятельность:
1 свойство:
Воспитатель : Ребята, а какого цвета вода? (Ответы детей).
Воспитатель : давайте проверим.
Воспитатель : Перед вами стакан под №1 с молоком.
Какого цвета молоко? (белого).
Возьмите стакан с водой под №2.
Можно ли сказать, что вода белая? (Нет).
Значит можно сделать вывод.
ВЫВОД: вода бесцветная.
Воспитатель : Опустите в стакан с молоком камушек.
Виден камушек в молоке? (Нет)
Опустите камушек в воду.
В воде виден камушек? (Да)
Какой можно сделать вывод?
ВЫВОД: Вода прозрачная.
2 свойство:
Воспитатель : Ребята, а вода имеет запах? (ответы детей)
Возьмите стакан с водой под №3, поднесите
к носику, пахнет чем-нибудь? (ответы детей).
А сейчас произойдет что-то интересное,
закройте глаза (я капаю в стаканчики
пихтовое масло).
Чувствуете что-нибудь? (Ответы детей).
Что напоминает вам этот запах? (ответы).
Вода начинает пахнуть теми ве-вами,
которые в нее положили.
А как вы думаете, если в воду положить мясо,
апельсин, чем будет пахнуть вода? (ответы).
ВЫВОД: вода не имеет запах, но начинает пахнуть ве-вами, которые в нее добавили.
3 свойство:
Воспитатель : Каждый предметы, которые нас окружают имеют определенную форму.
Воспитатель : какой формы стол, картина, мяч, ковер? (ответы)
Воспитатель : А как вы думаете имеет ли форму вода (ответы)
Воспитатель : А это мы сейчас выясним.
Подойдите все ко мне. Посмотрите у меня три
колбы. Одинаковой формы они? (ответы)
Сейчас вода находится в стакане, можно
сказать какой формы вода? (ответы)
А сейчас мы эту воду нальем в колбу.
Можем мы сказать какой формы стала вода?
(ответы)
Теперь переливаем эту воду в другую емкость.
Можем сказать какой формы стала вода?
(ответы).
Значит можно сделать вывод.
ВЫВОД: Вода не имеет формы, она принимает форму емкости, где она находится.
4 свойство:
Воспитатель : Дети, а как вы думаете вода имеет вкус (без вкуса).
Воспитатель : А сейчас мы проверим.
Я вам предлагаю попробовать воду. (каждому
даю стакан со сладкой, с соленой, с кислой).
Какой вкус у воды? (ответы по очереди).
Значит можно сделать вывод.
ВЫВОД: вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.
5 свойство:
Воспитатель : Для проведения следующего опыта, пройдите
к своим местам.
Дети, вы видели, как из чайника идет дымок?
(ответы). Как называется дымок из чайника?
(ответы). Посмотрите у меня термос, когда я
открыла крышку, что вы видете (ответы).
Сейчас я поднесу зеркальце к пару. (каждому
даю зеркальце). Дети, что вы видите на
зеркале (ответы). Какой можно сделать
вывод?
ВЫВОД: пар – это вода. При нагревании вода превращается в пар.
7 свойство:
Воспитатель : Какое сейчас время года (ответы).
А зимой много снега и льда и
Капелька подготовила вам кусочки льда.
(показываю).
Возьмите кусочек льда в руки.
Что происходит со льдом (ответы)
Что образуется? (ответы). А теперь вытрите
руки салфеткой. Какими стали салфетки?
(ответы). Какой можно сделать вывод?
ВЫВОД: лед – твердая вода.
Воспитатель : Молодцы, вы хорошо потрудились в лаборатории
а теперь мы с Капелькой приглашаем вас отдохнуть на море.
Снимите свои халатики и на море.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Воспитатель : Ребята, Капельке очень понравилось как вы работали в лаборатории, и она приготовила вам задание.
Подходите к таблице, Капелька приготовила вам картинки
Вот у нас есть такая таблица с окошками, где мы должны ответить на вопросы и заполнить окошки.
Как используется вода в быту?
Родники
Как используется вода в медицине?
Река, озеро
ВОДА – ЭТО…
Море
Как используется вода в спорте?
Океан
Как используется вода в науке?
(Отвечая на вопросы, дети заполняют окошки картинками в таблице).
Воспитатель : Молодцы с заданием справились, Капитошка говорит вам спасибо.
Воспитатель : Но я знаю у вас тоже есть для Капитошки сюрприз, вы дома вместе с родителями приготовили книжечки, в которых рассказываете, что вы любите делать с водой, а что не любите.
(дети садятся на подушечки, берут свои книжечки поочереди рассказывают и показывают картинки). Дети покажите и нашим гостям свой книжечки. (несут гостям).
Воспитатель : Молодцы! У всех очень интересные книжечки, но нам пора заканчивать наше занятие. Вам понравилось занятие? (ответы детей). Вы уже много знали о воде, а что нового вы сегодня узнали. ( Ответы: вы узнали свойства воды.
Вода - прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, формы). Скажите нашим гостям до свидание.