МААМ-картинки

Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста

Татьяна Алмаева
Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, поэтому в современном мире вопрос экологического воспитания младших школьников приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность или безграмотность, в связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию детей в современной школе уже с первых лет обучения. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность.

Темочки:

Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Цель экологического воспитания: повысить уровень знаний учащихся о законах живой и неживой природы, формировать экологическую культуру младших школьников, воспитывать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом.

Задачи: - реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательных, воспитательных, оздоровительных; - формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы; - формирование активной жизненной позиции учащихся по вопросам охраны природы своего края, собственного здоровья, здоровья окружающих; - расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах; - побуждение и стимуляция к самостоятельной и творческой деятельности; - развитие личностно значимых качеств учащихся.

Методы: анкетирование, беседы, наблюдения, общения, проекты и т. д.

Формы: индивидуальные, групповые.

Средства: методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т. д.

Работа по экологическому воспитанию тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы, подготовка докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные мероприятия: праздники, ролевые игры на экологические темы, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории центра.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Для каждого человека понятие Родина неразрывно связано с родной природой. Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща, тайга и степь - все эти знакомые с детства картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь все это - значит беречь свою Отчизну. Воспитывать у подрастающего поколения гражданскую ответственность за судьбу родной природы одна из важных задач сегодняшнего дня.

Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы. Успех в решении целей экологического образования и воспитания во многом зависит от первого этапа обучения - начальной школы.

Работа по экологическому воспитанию детей нашла отражение в мероприятиях, беседах, ведется экологический кружок.

На занятиях кружка рассматриваются очень важные темы: «Почему Красная книга называется красной?», «Надо ли сжигать опавшие листья?», «Есть ли в нашей республике заповедники?», «Микробы и бактерии. Борьба с болезнями», «Влияние сотового телефона на здоровье человека»

Формирование экологических понятий у младших школьников лучше осуществлять при помощи заданий, которые имеют экологическую направленность.

Организация и проведение кружковой работы.

Воспитание экологической культуры проходит через игры, практикумы, беседы, организация экологической тропы, волонтёрского движения, наблюдений, акций.

В результате к концу начального обучения может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность: эмоциональная, деловая, интеллектуальная.

Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

Об эффективности проделанной воспитательной работы можно судить по наличию живого интереса ребенка к познанию окружающего мира, т. е. проходим путь: знания-отношения-поведение.

Необходимо отметить, что возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить несколько направлений деятельности. В связи с этим значимость нашей работы в экологическом воспитании видится в том, чтобы через организацию чувственного познания природы, в соответствии с особенностями восприятия младших школьников, природных объектов, найти в учебном процессе место разным видам деятельности по экологии как основы развития нравственно ценной деятельности, а также мотива получения экологических знаний, из которых складывается общая картина, процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой. И пусть это капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность. Личность, которая понимает, что: «Счастье — это быть с природой, видеть её, говорить с ней» (Л. Н. Толстой) Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности младших школьников являются экскурсии. Тщательно готовлюсь к ним: намечаю тему, цель, задачи, план экскурсии, выбираю место проведения, заранее побывав там, разрабатываю маршрут, предусматриваю места для подвижных игр, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся, уточняю содержание воспитательного и познавательного материала, подбираю игровой материал, стихи, загадки, викторины, продумываю методику проведения экскурсионного занятия, планирую организационные формы деятельности учащихся, распределяю обязанности между подгруппами или отдельными учащимися, продумываю к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность. Существуют основные правила поведения в природе, которые могут усвоить учащиеся начальных классах. Нельзя навязывать детям эти правила, нужна целенаправленная систематическая работа для того, чтобы знания перешли в убеждения. Воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Важно создавать условия для организации проектной деятельности, поскольку именно она представляет собой соединение практической деятельности учеников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.

Список литературы

1. Афанасьева Е. И. Экология не знает границ // Юный натуралист- 2011. -№ 4. - С. 30-32. 2. Болотина Л. Р., Латышина Д. И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. - М., 2013.- 128с.

3. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников: приемы и перспективы //Начальная школа- 2012. - № 4. - С. 36-40.

4. Господникова М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе. – В. : Учитель, 2012 – 32 с.

5. Ермакова Д. С. Экологическое образование после уроков //Дополнительное образование-2011. - № 12. - С. 15-17.

6. Молодцова З. В. Экология в начальных классах //Начальная школа-2012. - № 4-С. 69-70.

7. Симонова Л. П. Экологическое образование в начальной школе: пособие для учителя. – М. : Учитель, 2011 – 156 с.

Публикации по теме:

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2025 в 12:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Алмаева (УИ 431844) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД