Татьяна Алмаева
Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, поэтому в современном мире вопрос экологического воспитания младших школьников приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность или безграмотность, в связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию детей в современной школе уже с первых лет обучения. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
Цель экологического воспитания: повысить уровень знаний учащихся о законах живой и неживой природы, формировать экологическую культуру младших школьников, воспитывать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом.
Задачи: - реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательных, воспитательных, оздоровительных; - формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы; - формирование активной жизненной позиции учащихся по вопросам охраны природы своего края, собственного здоровья, здоровья окружающих; - расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах; - побуждение и стимуляция к самостоятельной и творческой деятельности; - развитие личностно значимых качеств учащихся.
Методы: анкетирование, беседы, наблюдения, общения, проекты и т. д.
Формы: индивидуальные, групповые.
Средства: методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т. д.
Работа по экологическому воспитанию тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы, подготовка докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные мероприятия: праздники, ролевые игры на экологические темы, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории центра.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Для каждого человека понятие Родина неразрывно связано с родной природой. Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща, тайга и степь - все эти знакомые с детства картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь все это - значит беречь свою Отчизну. Воспитывать у подрастающего поколения гражданскую ответственность за судьбу родной природы одна из важных задач сегодняшнего дня.
Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы. Успех в решении целей экологического образования и воспитания во многом зависит от первого этапа обучения - начальной школы.
Работа по экологическому воспитанию детей нашла отражение в мероприятиях, беседах, ведется экологический кружок.
На занятиях кружка рассматриваются очень важные темы: «Почему Красная книга называется красной?», «Надо ли сжигать опавшие листья?», «Есть ли в нашей республике заповедники?», «Микробы и бактерии. Борьба с болезнями», «Влияние сотового телефона на здоровье человека»
Формирование экологических понятий у младших школьников лучше осуществлять при помощи заданий, которые имеют экологическую направленность.
Организация и проведение кружковой работы.
Воспитание экологической культуры проходит через игры, практикумы, беседы, организация экологической тропы, волонтёрского движения, наблюдений, акций.
В результате к концу начального обучения может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность: эмоциональная, деловая, интеллектуальная.
Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.
Об эффективности проделанной воспитательной работы можно судить по наличию живого интереса ребенка к познанию окружающего мира, т. е. проходим путь: знания-отношения-поведение.
Необходимо отметить, что возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить несколько направлений деятельности. В связи с этим значимость нашей работы в экологическом воспитании видится в том, чтобы через организацию чувственного познания природы, в соответствии с особенностями восприятия младших школьников, природных объектов, найти в учебном процессе место разным видам деятельности по экологии как основы развития нравственно ценной деятельности, а также мотива получения экологических знаний, из которых складывается общая картина, процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой. И пусть это капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность. Личность, которая понимает, что: «Счастье — это быть с природой, видеть её, говорить с ней» (Л. Н. Толстой) Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности младших школьников являются экскурсии. Тщательно готовлюсь к ним: намечаю тему, цель, задачи, план экскурсии, выбираю место проведения, заранее побывав там, разрабатываю маршрут, предусматриваю места для подвижных игр, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся, уточняю содержание воспитательного и познавательного материала, подбираю игровой материал, стихи, загадки, викторины, продумываю методику проведения экскурсионного занятия, планирую организационные формы деятельности учащихся, распределяю обязанности между подгруппами или отдельными учащимися, продумываю к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность. Существуют основные правила поведения в природе, которые могут усвоить учащиеся начальных классах. Нельзя навязывать детям эти правила, нужна целенаправленная систематическая работа для того, чтобы знания перешли в убеждения. Воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Важно создавать условия для организации проектной деятельности, поскольку именно она представляет собой соединение практической деятельности учеников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.
Список литературы
1. Афанасьева Е. И. Экология не знает границ // Юный натуралист- 2011. -№ 4. - С. 30-32. 2. Болотина Л. Р., Латышина Д. И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. - М., 2013.- 128с.
3. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников: приемы и перспективы //Начальная школа- 2012. - № 4. - С. 36-40.
4. Господникова М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе. – В. : Учитель, 2012 – 32 с.
5. Ермакова Д. С. Экологическое образование после уроков //Дополнительное образование-2011. - № 12. - С. 15-17.
6. Молодцова З. В. Экология в начальных классах //Начальная школа-2012. - № 4-С. 69-70.
7. Симонова Л. П. Экологическое образование в начальной школе: пособие для учителя. – М. : Учитель, 2011 – 156 с.