Ольга Чуракаева
Экологический проект «Мать сыра земля в опасности!»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Мать сыра земля в опасности!»
Экологический проект «Мать сыра земля в опасности!» предназначен для занятий с детьми подготовительной к школе группе. По количеству участников является коллективным, среднесрочным, так как реализуется в течение 3 месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь). Авторы – проектная группа МДОБУ «Краснооктябрьский детский сад «Яблонька».
Публикация «Экологический проект „Мать сыра земля в опасности!“» размещена в разделах
- Дни защиты от экологической опасности, 15 апреля - 5 июня
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель проекта : исследовательская деятельность по изучению болота, во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.
Формировать у дошкольников элементарные представления о болоте, взаимосвязях болота с растительным и животным миром.
Изучать взаимодействия болота с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности болот в природе.
Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь болот.
Экологический проект «Мать сыра земля в опасности!»», развивают интерес к представителям растительного и животного мира обитающих на болотах- мхи, кустарники, птицы; гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
В ходе реализации проекта большое внимание уделяется развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе Марий Эл.
Содержание этапов проекта.
Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).
Подготовительный этап.
Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте, совместно с детьми проводилась целевая прогулка к близлежащей болотистой местности, с целью внимательного рассмотрения воды в болоте, наблюдение за растительностью, состоянием почвы, представителями животного мира. Вместе с родителями дети побывали на сезонном сборе клюквы. На занятиях по изобразительной деятельности – организовали выставку «Лесные скульптуры», «Чудо ягодка».
Работа с детьми.
Перед началом работы по проекту «Мать сыра земля в опасности!»» проводится с детьми беседа.
Прежде всего, объясняется детям, почему так говорится – «мать сыра земля». Потому что, она и в самом деле как мать, людей кормит – поит – одевает. Но ведь если земля «сыра», тогда получается уже не земля, а грязь да болото. Все дело в том, насколько она сыра. Если слишком, то и впрямь может получиться болото: ни тебе поля, ни тебе огорода, ничего хорошего тут не вырастет. Но ведь и «суха» земля тоже не годится, она и вовсе мачеха: ни травинки, ни былинки! Словом, чтобы земля действительно всем нам была родной матерью, не мачехой, воды для земли надо ни много ни мало, а в самый раз. Вот и приходится одни земли, улучшая, поливать – орошать, другие, наоборот, улучшая, подсушивать. Но уничтожать болота ни как нельзя – из болот вытекают тысячи равнинных речек и рек. Даже Волга! Известно, что в природе нет ничего лишнего, в том числе и болота. Стали от них избавляться, началось такое…
Исследовательский этап.
(для наблюдения берётся кусочек мха с кустиком клюквы, помешается в ёмкость с достаточным количеством воды)
Цель: выяснить что произойдёт с мхом и кустиком клюквы когда испарится вода. Рассмотреть и ответить. «Для чего нужны растениям корни и какую роль играет для них вода?»
В процессе наблюдение за мхом и клюквой вода постепенно испаряется, растения засыхают. Так и в природе ушла вода – пересохла земля. Пересохла земля – ветер подхватил и развеял пылью плодородную почву. Ничего не растёт. Вокруг таких островов пустыни засохли леса, обмелели по соседству реки.
(Детям предлагается на ощупь исследовать кусочки засохшего мха, потереть их в ладонях)
Не стало ни уток, ни длинноногих журавлей, ни долгоносых куликов, местные жители забыли, что такое клюква.
Выходит, осушать – то землю осушай, да прежде думай: как бы беды не вышло.
Детям предлагается внимательно рассмотрят территорию рядом с болотам, отыскать растения которые растут только в этом месте. Предложить детям понаблюдать за насекомыми, живущими в болотистой местности. Выяснить какие животные и птицы живут на болотах, чем они питаются, где строят свои дома. На занятиях по изодеятельности предложить нарисовать обитателей болота. В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о болотистой местности, о природе родного края, широко использовать игру. Проводилась работа на основе регионального компонента. В этом проекте раскрывается уникальность и неповторимость богатства родного края.
Важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Данный проект строится на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Работа строится по следующей системе.
Занятия.
Занятие 1. Чтение отрывка из сказки – были М. Пришвина «Кладовая солнца»
Цель: дать понять детям, как велико значение леса в жизни человека, какие целебные свойства имеют лесные ягоды, что такое торфяное болото и как нужно вести себя на болоте.
Занятие 2. «Лягушка - квакушка».
Цель: закрепить знания детей о лягушках как представителях фауны Земли, их пользе, воспитывать бережное отношение к «маленьким жителям болот», учить беречь природу.
Занятие 3. «Осень золото роняет» – экскурсия в осенний лес.
Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни леса.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
1. «Кто, где живет». Цель: каждый ребенок рассказывает об обитателях болот и леса, сравнивает их друг с другим.
2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишнее растение, которое не растет на болоте.
3. «Назови ягоду». Цель: дети должны правильно указать название кустарника и его ягод.
4. «Что можно, а что нельзя». Цель: закрепить знание правил безопасности в лесу и на болоте.
Наблюдения и исследовательская деятельность.
1. Знакомство с животным и растительным миром болот, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе в болотистую местность, сбор ягод совместно с родителями. Цель: учить детей узнавать животных, насекомых, растения, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
2. Исследование мшистой поверхности с влагой и в её отсутствие, изучение корневой системы мха и кустарника. Цель: учить отличать мох от кустарника, закреплять знания о строение растений.
3. Художественно-продуктивная деятельность.
Выставка: «Лесные скульпторы», «Чудо ягодка»; «Кто – кто, на болоте живет», «Соседи – лес и болото»,– рисование; аппликация «Декоративное панно из осенних листьев», ; лепка: «Клюковка».
Чтение художественной литературы:
1. «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
2. «Кладовая солнца» М. Пришвин. Цель: дать понять детям, что человек и природа неразделимы.
3. «Серая шейка» Мамин - Сибиряк. Цель: воспитывать бережное отношение к птицам, вызывать чувство сострадания.
4. «Кто о чем поет» В. Бианки. Цель: знакомить с жизнью птиц, закрепить знание птиц живущих на болоте.
5. Заключительный, обобщающий этап.
В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Мать сыра земля в опасности!» Дети закрепили знания о болоте, об обитателях болот, о пользе болот для человека. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Итогом проекта «Мать сыра земля в опасности!» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе болот, правилах безопасного поведения на болоте и в лесу.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
1. Всем людям необходимо бережно относиться к болотам. Они, очень нужны всем.
2. Знать строение кустарника и мха: корень, ствол, ветки, листья.
Любить свой край, любить природу!