наталья гальцева
Экологический квест «Путешествие по Кумысной поляне»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по Кумысной поляне
Методическая разработка
по познавательному развитию старших дошкольников
с использованием регионального компонента
на тему: "Прогулка по Кумысной поляне"
или экологический квест.
Цель:
·Продолжение знакомства с природными парками города, Саратовской области.
·Закрепление понимания единства и взаимосвязи всего живого на Земле.
Задачи:
·Способствовать формированию любви к природе малой Родины вместе с "Красной книгой" региона.
Публикация «Экологический квест „Путешествие по Кумысной поляне“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
·Учить пониманию законов природы, осознанной заботе и бережному отношению по отношению к окружающему миру.
·Способствовать формированию интеллектуальной основой правовой воспитания в экокультуре.
·Развивать любознательность, мышление, речь дошкольников.
Словарная работа: волонтёры, виртуальный, легенда, кумыс, природный парк, квест, экологический патруль, природопользование, экологическая ответственность.
Предварительная работа: знакомство с объектом и понятием Красная книга, особенностями цветовых страниц; разучивание правил поведения в природе; рассматривание иллюстраций обитателей природных парков, заповедников и заказников области; просмотр презентаций: "Редкие и исчезающие животные (растения) Поволжья - Саратовского региона"; проведение фотоконкурса "Наш любимый парк" или "Мы вот так вот отдыхаем"; проведение бесед об особенностях профессий - ЛЕСНИК и ЕГЕРЬ; участие в конкурсах рисунков, плакатов по экологическому воспитанию; участие в ЭКОакциях: "Фантик +", "Кормушка для птички", " Помоги животному в приюту".
Оборудование: МРЗ плеер со звуковыми файлами, интерактивная доска, бумажная карта области, камень, карточки, картинка-пазл, магниты, изоматериалы.
Ход непосредственно образовательной деятельности (НОД)
В групповой комнате слышится звук разбитого стекла и удар тяжёлого предмета о пол. Младший воспитатель приносит из спальни камень завёрнутый в обгоревшую бумагу.
Воспитатель: Что за послание доставлено таким опасным образом?
(отделяет камень от бумаги и оказывается, что на обрывке какой-то карты написано.)
Спасибо вам, друзья с Земли,
Что мне не зная помогли.
Разведчик я с другой планеты-
где ничего живого нету.
Как мне понравились пруды,
где нет ни рыбы ни воды.
Божественны леса густые.
. в них кучи мусора большие!
Спасибо, что беречь забыли
свой мир - когда-то столь прекрасный.
Забыли стоны книги "красной".
Я несомненно К ВАМ ВЕДУ. экологичности БЕДУ!
Пока летит моя Царица, намерен я повеселится.
Ведь Вы слабы, а я могуч!
. уже слабеет солнца луч.
Вам не открыть мои загадки, я начинаю злые прятки.
Воспитатель: Что это за послание такое?
- Ребята, кто понял, что случилось?
Ответы детей. (фиксируется проблемная ситуация)
Воспитатель: А мы можем что - нибудь сделать?
- Как вы думаете, у нас получится?
Ответы детей. (предполагаются пути решения)
Воспитатель: Хорошо, мы решили, что принимаем вызов Пришельца-посланника с другой планеты!
- Значит с этого момента мы не ребята детского сада, а ВОЛОНТЕРЫ - мальчики и девочки добровольно помогающие сохранить природу. Прошу надеть отличительные медали.
- Мы отправляется в виртуальный (вымышленный) поход по нашему городу. А разобраться с заданиями нам поможет вот эта карта (переворачивает записку и рассматривает карту Саратова/Кумысной Поляны, озвучивает задания квеста)
·Первая загадка Пришельца - "ЛЕГЕНДА о поляне"
Воспитатель: Ребята, с чего же следует начать?
Ответы детей: Взять с собой телефон, там есть Алиса - виртуальный голосовой помощник и программа - 2Giz - навигатор с картами.
Воспитатель: Вы совершенно правы, спасибо, а то я растерялась. Предлагаю спросить у Алисы (озвучивается запрос и получаем голосовой ответ).
Кумысная поляна- природный парк регионального значения, окаймляющий современный Саратов с запада.
ЛЕГЕНДА - Кумысна поляна - своё название приобрела ещё в 19 веке, когда представители татарское население города арендовывали здесь лесные площади, чтобы пасти своих лошадей. Кумыс, как известно, это лошадиное молоко. отсюда и название Кумысная (молочная) поляна.
- Алиса озвучила нам легенду о Кумысной поляне. А где же находится эта поляна? Кто там бывал?
Ответы детей: в нашем районе. там домики для отдыха и велобаза; места для жарки шашлыков; верёвочный городок и детские летние лагеря отдыха; у бабушки дача; можно смотреть салюты; Я с дедом собирал грибы;
"а Я ландыши рвал маме в подарок".
Воспитатель: Спасибо за ответы. Понятно, что это место знакомо всем.
Так как же одним словом можно назвать Кумысную поляну?
Ответы детей: Лес, парк, дача.
Воспитатель: Верно, все эти названия прекрасно подходят. Ведь природный парк был образован в 1991 году для сохранения уникального комплекса природного лесного массива, создания условий для загородного отдыха, а также экологического воспитания жителей города Саратова.
- Один ответ меня смущает. "рвал ландыши маме", ребята, скажите, а если это природоохранный парк, можно здесь, что- нибудь рвать, портить, уничтожать?
Ответы детей: нет!
Воспитатель:Тогда предлагаю выполнить 2-е задание нашего квеста. Кстати, слово квест означает - поиск приключений. И окончательно запомнить правила поведения в лесу, на природе.
·Вторая загадка Пришельца - "Крестики - нолики"
(на интерактивной доске из появляющихся картинок сложить "тропу" или разложить печатные картинки под двумя знаками.)
"Х"- нельзя так поступать "О" - можно так делать
Воспитатель: Отлично! Все справились и надеюсь запомнили как вести себя на территории Кумысной поняны и просто на природе.
Реплика с места: А почему же нельзя рвать цветы? Они ведь всё равно вырастут.
Воспитатель: Замечательный вопрос. Может быть именно он поможет отгадать нам задание № 3.
·Третья загадка Пришельца - "Разноцветные странички"
Воспитатель: Ребята, помогите пожалуйста, что-то напоминают мне эти цвета, а что, не могу вспомнить.
Ответы детей: Да ведь это страницы Красной книги! У неё такого цвета листочки.
Воспитатель: Верно, молодцы, догадались. Кто сможет сказать почему листочки так окрашены? С чем это связано? И что это за Красная книга?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно. Предлагаю сыграть в лото.
- Я показываю картинку, вы находите её у себя на столе и помещаете в поле карточки нужного цвета. Тот кто первый справится с заданием, рассказывает всё, что знает. Надеюсь, ответим на вопрос Кирилла: Почему нельзя рвать цветы в лесу?
Ответы детей: Да, сыграем.
(Работа ведется в парах за столами, заранее приготовлены карточки лото и картинки растений, животных, насекомых обитающих в области и занесенных в Красную книгу региона)
Ответы детей (полными предложениями) :
1- Егор: Это картинка животного выхухоль, она исчезающий вид, помещаем на жёлтую страницу.
2 - Милана: На картинке клён обыкновенный, встречается часто и повсеместно, располагаем на зелёном поле.
3- Матвей: Это фотография ландыша. Он растёт на Кумысной поляне и его нельзя рвать, так как если его сорвать нет семян, а он размножается семенами. И подснежники нельзя рвать их тоже мало осталось. Я поместил картинку на красное поле.
№. так далее.
Воспитатель: Спасибо, молодцы, правильно расположили картинки. У всех так получилось? Кирилл, ответили тебе на твой вопрос? Понял почему нельзя рвать цветы? Давайте ещё раз, все вместе повторим:
Чёрные страницы – на них помещены виды, которые уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие) .
Красные страницы – исчезающие виды (птица дрофа, ушастый ёж, суслик степной, снежный барс, красный волк, амурский тигр и т. д.) .
Жёлтые страницы – редкие виды, численность которых быстро снижается (выхухоль, дикий кабан, белые медведи, розовая чайка и т. п.) .
Воспитатель: В гости прибежал хомяк - это вам, ребята, знак.
ФИЗминутка "Хома"
(количество повторов и сопровождающие движения
- вариативны/по желанию)
Бегает в квартире Хома. (бег на месте)
Он у нас хозяин дома. (прямые руки вперед. показывают лайки)
Спит и ест он в своей клетке, (наполнение рта едой)
корм разбрасывает метко. (бросание от себя)
Дрыхнет он в своем носке, (руки под щекой, голова наклонена в сторону)
будто в спальном он мешке. (прыжки на месте)
Черно-белая окраска. (поочередное поглаживание рук от плеча до кисти)
У него не жизнь, а сказка (лайки на вытянутых руках вверх).
Воспитатель: Пробежались по тропинке? Сели выпрямили спинки.
Мы славно поговорили о правилах природопользования. Однако, чтобы победить злого Пришельца и чтобы он не захотел прилетать к нам на Землю (со своей каралевой) нам нужно еще что-то сделать.
Что мы еще не сделали, ребята, как вы считаете?
Давайте голосового помощника Алису попросим нам помочь?
Ответы детей: Давайте.
Воспитатель: Алиса, что нужно сделать, чтобы отвести экологическую беду (озвучивается вопрос и получаем голосовой ответ).
Алиса: Для предотвращения экологической катастрофы, каждый житель планеты Земля должен помнить о личной экологической ответственности.
Дети: А что это такое? Что нужно делать?
Алиса: Предлагаю собрать "Ладошку помощи". Вспоминайте всё, что узнали ранее и классифицируйте, то есть обобщайте. Удачи.
Воспитатель: Да, задала Алиса загадку, но делать нечего - вспоминаем, этапы нашего виртуального путешествия? (рефлексируя, обобщаем понятия и складываем пазл "Ладошка помощи")
(раздаётся свист, скрежет и голос вещает: "Глупые, Земляне, всё могло быть иначе. ", звук улетающего объекта).
Воспитатель: Ребята, это был голос пришельца, значит мы его победили. А вот будет ли красивой и свободной наша Планета зависит только от нас - Землян. Ура!
Дети: УРА!