Ирина Николаева
Экологические знания дошкольникам
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении
Публикация «Экологические знания дошкольникам» размещена в разделах
Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды- формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения; эстетические и этические чувства; интерес к природе и проблемам ее охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе.
Работу по формированию бережного отношения детей к природе можно проводить на непосредственных обучениях, во время прогулок на участке, а также экскурсий в лес (парк). Ее содержание зависит от уровня экологической культуры детей и их родителей, знаний и возможностей воспитателей,местных экологических условий. Формы работы по экологическому воспитанию разнообразны: беседы, утренники, праздники, игры, экскурсии, и др.
Одна из наиболее распространенных форм работы-беседа, которая предваряет или завершает другие мероприятия экологического содержания. В ходе бесед у дошкольников формируется убеждение в необходимости и возможности оказания помощи природе, сохранения ее красоты и богатств, воспитывается любовь к ней.
Методика проведения экологических бесед предполагает необходимость подготовительного этапа. Эта подготовка начинается с выбора тем. Наблюдая за детьми в разных ситуациях, отмечая их поведение в природе, анализируя высказывания, продукты их творчества, выявив их интересы и склонности, воспитатель определяет примерный уровень экологической воспитанности каждого ребенка и группы в целом. Это дает основание для выбора наиболее важных тем плановых бесед. Выбрав их, воспитатель формирует цель, определяет содержание, тщательно продумывает вопросы. Воспитатель готовит к предстоящей беседе и детей, предлагая им сделать рисунки, подделки из природного материала соответствующей тематики. (Можно оформить выставку, лучшие подделки и рисунки используются во время беседы.)
Беседа должна проводиться после конкретного доброго дела детей (например, совместной работы по подкормке птиц, расчистки участка от сорняков,уход за растениями на клумбе и т. п.) : полученный опыт помогает им стать активными участниками беседы.
Активная направляющая роль в беседе принадлежит воспитателю. Опираясь на имеющиеся у детей знания и опыт, он вызывает появление действия, подражает им. И, если взрослым удается подобную деятельность организовывать систематически,включать дошкольника в совместный, труд, то он упражняется, у него формируется прочный навык. А только лишь наличие навыка дает возможность проявить внимание к окружающим. Важен пример взрослых в воспитании заботливого отношения к окружающим. Но одного примера мало. Достигается это путем привлечения внимания ребенка к выполнению поручений, направленных на оказание помощи окружающим. Поручая что- либо ребенку, надо постараться раскрыть по возможности цель его деятельности. Хорошо связать эту цель с оказанием помощи близкому человеку. Например, вместо того, чтобы сказать "Вытри пыль", мать говорит: "Помоги мне, пожалуйста, вытереть пыль", или вместо"Подержи дверь"- "Помоги, пожалуйста, придержи дверь, я пройду".Так постепенно у ваших детей формируется привычка оказывать помощь тогда, когда просят взрослые. Достичь более высокого уровня проявления заботы о других можно, если удается научить ребенка видеть состояние другого человека, его нужду, потребность в чем- либо. Достигается это использованием нескольких приемов.
Во-первых, надо часто организовывать совместную трудовую деятельность взрослого и ребенка. В совместном труде старших и младших членов семьи дошкольник видит, что делают мать, отец, как они относятся к этому труду. Главное, ребенок видит трудности, которые сопровождают какую-то деятельность, чувствует потребность взрослого в помощи.
Во-вторых, необходимо всякий раз, когда деятельность ребенка завершена, он оказал помощь, обратить его внимание на состояние человека, которому эта помощь оказана. "Посмотри, как бабушка обрадовалась за то, что ты помог найти ей очки".
Значение мотивированной оценки родителей столь важно, что тот, кто поощряет ребенка не задумываясь, получает в руки эффективное средство воздействия на него, а отсюда и сильнейшее средство воспитания заботливого отношения к людям.
Чтобы воспитывать у ребенка внимание к окружающим, хорошо читать ему соответствующую художественные произведения. Например: "Бабушка забота" А. Барто, "Помощники" Н. Калининой и др. Такая литература позволяет формировать у дошкольника интерес к взрослым, их делаем, желание заботиться о них.
Пусть знает ребенок, что отношения между всеми людьми строятся на основе взаимного уважения, внимания.