Светлана Федяшина
Экологические игры для всех возрастных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Угадай по описанию».
Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.
ОПИСАНИЕ: У воспитателя на столе стоят пять комнатных растений, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми). Воспитатель, поочерёдно обращаясь к каждому ребёнку, даёт словесное описание растения, а ребёнок находит его среди остальных. (Например, это растение цветёт, у него большие листья, а у этого растения толстый стебель).
Игра «Опиши, мы отгадаем».
Публикация «Экологические игры для всех возрастных групп» размещена в разделах
Цель: учить описывать предмет и находить его по описанию.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель или какой-нибудь сказочный персонаж показывает овощи «Что это такое?». Предлагает рассмотреть и поиграть в игру «Опиши, мы отгадаем». Воспитатель предлагает одному ребёнку загадать загадку – описать какой-либо овощ, например, свеклу так, чтобы дети узнали, о чём он говорит.
Следует напомнить последовательность описания, сначала нужно рассказать о форме, её деталях, затем о плотности, окраске, вкусе (можно предложить опорную схему-модель).
Игра «В зимней столовой».
Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.
Материал: Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель закрепляет силуэты птиц на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать её и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.
Игра «Какая это птица».
Цель: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить чётко произносить звук «Р».
Материал: Красочные изображения птиц.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает, кто как кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют её на панно. Например:
- Кто кричит «Кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу.
- Все покричим, как ворона.
- Кто кричит «Чирик-чирик»?
- Покричим, как воробей.
Игра «Птички».
Цель: Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель рассказывает стихотворение:
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились-
Все люди дивились.
Воспитатель предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц.
Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется снова.
Игра «Да и нет».
Цель: Закрепить знания о частях тела котёнка и какие звуки он издаёт.
Материал: игрушечный котёнок.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель просит показать, где у котёнка нос, глаза, хвост и т. д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы6
- Есть у котёнка нос?
- Есть у котёнка уши?
- Есть у котёнка рога?
И т. д.
Игра: «Где спряталась матрёшка».
Цель: Закрепить названия растений, воспитывать любознательность, находчивость.
ОПИСАНИЕ: Растения, находящиеся в группе, располагают так, чтобы они были хорошо видны и к ним можно было легко подойти. Одному из детей завязывают глаза платком. Воспитатель прячет матрёшку под растением. Ребёнка освобождают от платка, он находит матрёшку и говорит название растения.
Игра «Где спряталась рыбка».
Цель: Развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материал: голубая ткань или бумага (пруд, несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.
ОПИСАНИЕ: детям показывают маленькую рыбку (рисунок, игрушку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? – спрашивает воспитатель. - Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.
Игра «Воробушки и автомобиль».
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя.
Материал: игрушечный руль.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы – птичками. Вы будете летать и прыгать по полянке».
Прилетели птички.
Птички – невелички.
Весело скакали,
Зёрнышки клевали.
Дети – птички летают и прыгают – садятся на корточки, стучат пальчиками об пол. Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит: «Тра-та-та, берегись, посторонись»».
Игра «Угадай, что в руке».
Цель: Учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
Материал: муляжи овощей и фруктов.
Игровое действие: бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.
Игровое правило: смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
ОПИСАНИЕ: Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям овощи и фрукты. Затем показывает один из овощей, фруктов. Дети, которые определили у себя такой же овощ или фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю.
Игра «Чудесный мешочек».
Цель: учить узнавать предмет с помощью одного из анализаторов, закрепить названия овощей.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель показывает детям чудесный мешочек и предлагает определить, что же там; взяв на ощупь, не глядя в мешочек, сказать, что взял. Когда дети по очереди все выполнят задание, воспитатель спрашивает: «Где же растут овощи?»
Игра «Угадай, чей хвост».
Цель: развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.
Материал: Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.
Лото с элементами моделирования «Кто во что одет».
Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.
Материал: Большие карты с изображением моделей покрова тела животного (перо, чешуя, шерсть). Затем ведущий достаёт по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Игра «Через ручеёк».
Цель: Развивать у детей чувство равновесия, внимание.
Материал: Доска (ширина 25-30 см, длина 2 м, цветные лоскутки, разноцветные кубики.
ОПИСАНИЕ: На пол (землю) кладут доску. Это мостик через ручеёк.
Ребёнку предлагается осторожно пройти по мостику на другой берег, напоминая, что ручеёк глубокий и надо идти очень осторожно, чтобы не намочить ноги. Дети переходят на другой берег и оказываются на красивой сказочной поляне, где играют и рвут цветы (расположенные на полу разноцветные кубики, цветные лоскутки). По сигналу «Домой» дети бегут по мостику по одному. Сначала малышу надо помочь пройти, а затем он идёт самостоятельно.
Игра «Вороны».
Цель: Развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами; упражнять в правильном произношении звука «Р»; учить детей говорить то громко, то тихо.
ОПИСАНИЕ: Дети – вороны стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит воспитатель нараспев. Слова «Кар-кар-кар» произносят все дети.
Вот под ёлкой зелёной
Скачут весело вороны
Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями
«Кар-кар-кар» (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Дети громко произносят, повторяя за воспитателем.
«Кар-кар-кар» (громко)
только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
То же
«Кар-кар-кар»(тихо)
Дети тихо произносят. Садятся на корточки. Руку под щёку – засыпают.
Игра проводится после наблюдения за вороной.