Маряна Бешукова
Экологические игры для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровое упражнение
«УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
Цель. Воспитывать у детей умение учитывать названные при-знаки предмета; развивать наблюдательность.
ОПИСАНИЕ. У воспитателя на столе стоят пять комнатных растений, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими листьями, с листья-ми гладкими и шероховатыми). Воспитатель, поочередно обращаясь к каждому ребенку, дает словесное описание растения, а ребенок находит его среди остальных. ( Например: это растение цветет, а у него большие листья, а у этого растения толстый стебель.)
Игровое упражнение
«В ЗИМНЕЙ СТОЛОВОЙ»
Темочки:
Цель. Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.
Материал. Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель закрепляет силуэт птицы на ветке, об-ращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.
Игровое упражнение
«КАКАЯ ЭТО ПТИЦА»
Цель. Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить четко произносить звук «Р».
Материал. Красочные изображения птиц.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соот-ветствующую картинку и выставляют ее на панно. Например:
— Кто кричит «кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу.
— Все покричим, как ворона.
— Кто кричит «чирик-чирик»?
— Покричим, как воробей.
Игровое упражнение
«ПТИЧКИ»
Цель. Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель рассказывает стихотворение:
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились —
Все люди дивились.
Воспитатель предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц.
Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется снова.
Игровое упражнение
«ДА ИЛИ НЕТ»
Цель. Закрепить знания о частях тела котенка и какие звуки он издает.
Материал. Игрушечный котенок.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель просит показать, где у котенка нос, глаза, хвост и т. д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы:
— Есть у котенка нос?
— Есть у котенка уши?
— Есть у котенка рога? И т. д.
Игровое упражнение
«ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ МАТРЕШКА»
Цель. Закрепить у детей названия растений, воспитывать любознательность, находчивость.
ОПИСАНИЕ. Растения, находящиеся в группе, располагают так, чтобы они были хорошо видны и к ним можно было легко подойти. Одному из детей завязывают глаза платком. Воспитатель прячет матрешку под растением. Ребенка освобождают от платка, он находит матрешку и говорит название растения.
II мл. группа
Игровое упражнение
«ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ РЫБКА»
Цель. Развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять
Материал. Голубая ткань или бумага (пруд, несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.
ОПИСАНИЕ. Детям показывают маленькую рыбку (рисунок, игрушку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? — спрашивает воспитатель. — Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.
II мл. группа
Игровое упражнение
«ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛЬ»
Цель. Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя.
Материал. Игрушечный руль.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы — птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке».
Прилетели птички,
Птички-невелички,
Весело скакали,
Зернышки клевали.
Дети-птички летают и прыгают — садятся на корточки, стучат пальчиками об пол. Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит: «Тра-та-та, берегись, посторонись».
II мл. группа
Игровое упражнение
«УГАДАЙ, ЧТО В РУКЕ»
Цель. Учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
Материал. Муляжи овощей и фруктов
Игровое действие. Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.
Игровое правило. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
ОПИСАНИЕ. Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям овощи и фрукты. Затем показывает один из овощей, фруктов. Дети, которые определили у себя такой же овощ или фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю.
II мл. группа
Игровое упражнение
«УГАДАЙ, ЧЕЙ ХВОСТ»
Цель. Развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.
Материал. Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель раздает детям нарисованные мордочки животных, а затем поочередно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «свое» животное и подобрать для него подходящий хвост.
II мл. группа
Лото с элементами моделирования
«КТО ВО ЧТО ОДЕТ»
Цель. Закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.
Материал. Большие карты с изображением моделей покрова тела животных, картинки животных.
ОПИСАНИЕ. Ведущий раздает детям большие карты с изо-бражением моделей покрова тела животного (перо, чешуя, шерсть). Затем ведущий достает по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
II мл. группа
Лото с элементами моделирования
«КТО ГДЕ ЖИВЕТ»
Цель. Закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.
Материал. Большие карты с изображением разных сред обитания животных, картинки с изображением животных.
ОПИСАНИЕ. Ведущий раздает всем игрокам большие карты с изображением моделей различных сред обитания животных (вода, воздух, земля). Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб, насекомых и предлагает их детям. Дети закрывают пустые квадраты на карте маленькими картинками в соответствии с моделью на своей карте. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Лото с элементами моделирования
«КТО КАК ДВИГАЕТСЯ»
Цель. Закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники). Формировать навык пользования моделями.
Материал. Большие карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.
В данную игру одновременно может играть подгруппа детей из трех человек. Для этого рекомендуется подбирать картинки с изображением птиц, рыб, зверей, которые хорошо знакомы малышам.
II мл. группа
Ботаническое лото с элементами моделирования
«ОВОЩИ И ФРУКТЫ»
Цель. Закреплять умение детей различать и называть овощи и фрукты.
Материал. Две большие карты с изображением фрукта и овоща, картинки овощей и фруктов.
ОПИСАНИЕ. Ведущий раздает детям большие карты. На одной карте в середине изображен фрукт, на другой — овощ. Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением различных овощей и фруктов. Дети хором называют овощ либо фрукт и закрывают пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с изображением. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
В данной игре в роли ведущего выступает воспитатель, однако в конце года, когда дети хорошо ее освоят, эту роль можно предлагать и ребенку.
При проведении игры рекомендуется подбирать картинки с хорошо знакомыми детям изображениями овощей и фруктов.
II мл. группа
Игровое упражнение
«ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК»
Цель. Развивать у детей чувство равновесия, внимание.
Материал. Доска (ширина 25—30 см, длина 2 м, цветные лоскутки, разноцветные кубики.
ОПИСАНИЕ. На пол (землю) кладут доску. Это мостик через ручеек.
Ребенку предлагается осторожно пройти по мостику на другой берег, напоминая, что ручеек глубокий и надо идти очень осторожно, чтобы не намочить ноги. Дети переходят на другой берег и оказываются на красивой сказочной поляне, где играют и рвут цветы (разложенные на полу разноцветные кубики, цветные лоскутки). По сигналу «Домой!» дети бегут по мостику по одному. Сначала малышу надо помочь пройти, а затем он идет самостоятельно.
II мл. группа
Игровое упражнение
«КТО БЫСТРЕЕ НАЙДЕТ БЕРЕЗУ, ЕЛЬ, ДУБ»
Цель. Найти дерево по названию.
Правило. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».
ОПИСАНИЕ. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит детей подбежать к нему. Например:
— Кто быстрее найдет березу?
— Раз, два, три — к березе беги!
Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берез, растущих на участке, где проводится игра.
II мл. группа
Игровое упражнение
«ВОРОНЫ»
Цели. Развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами; упражнять в правильном произношении звука «Р»; учить говорить то громко, то тихо.
ОПИСАНИЕ. Дети-вороны стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит воспитатель нараспев. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.
Вот под елкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар!» (Громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
«Кар-кар-кар!» (Громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
«Кар-кар-кар!» (Тихо) Дети бегают по комнате, размахивая руками, как крыльями.
Дети громко произносят, повторяя за воспитателем
То же.
Дети тихо произносят. Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.
Игра проводится после наблюдения за вороной.
II мл. группа
Игровое упражнение
«ВОРОБЫШКИ И КОТ»
Цели. Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место. Приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкаться.
ОПИСАНИЕ. Дети становятся на высокие скамеечки или кубики (высотой 10—12 см, положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты, — это воробышки на крыше. В другой стороне площадки, подальше от детей, сидит хитрый кот — он спит. «Воробышки вылетают на дорогу!» — говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот — он потягивается, — произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробышков кот отводит к себе в дом.
Указания к проведению. Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывает, как это надо делать.
II мл. группа
Игровое упражнение
«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»
Цели. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их действовать по сигналу воспитателя.
ОПИСАНИЕ. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять». Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой!» они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит «Солнышко!», игра повторяется.
Указание к проведению. В игре участвует сначала небольшое число детей, затем могут быть привлечены 10—12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик». Во время прогулки можно предложить детям пособирать цветы, попрыгать, походить парами. При повторении игру можно усложнить, разместив домики в разных местах площадки (комнаты). Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать к нему.
II мл. группа
Игровое упражнение «ЛОХМАТЫЙ ПЕС»
Цели. Учить детей двигаться в соответствии с текстом стихотворения, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаться.
ОПИСАНИЕ. Дети стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет?
Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место и опять ложится на коврик.
Указания к проведению. Пространство между псом и детьми должно быть большим. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не трогали пса при приближении к нему и не толкали друг друга, убегая от него.
II мл. группа
Игровое упражнение «ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКАХ»
Цели. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать их действовать быстро, по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
ОПИСАНИЕ. Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты,— это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя «Птички в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.
Указания к проведению. Воспитатель следит за тем, чтобы дети-птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались бы только в свое гнездышко.
Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на улице это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточках. Воспитатель учит детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущему навстречу, чтобы не столкнуться.
II мл. группа
Игровое упражнение «УТОЧКА»
Цели. Закреплять знания о повадках утки. Учить имитировать движения утят.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель показывает игрушки — большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывет уточка, а за ней утята. Читает стихотворение про уточку:
Уточка луговая,
Серая, полевая,
Где ты ночку ночевала?
Под кустиком, под березкой.
Сама, утя, хожу,
Детей своих вожу,
Сама, утя, поплыву,
Детей своих поведу.
После этих слов детки-утята встают за уточкой в колонну и, переваливаясь с ноги на ногу, плывут по комнате.