Каунова Ольга
Экологическая викторина «Загадки природы» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать представления детей о многообразии природы.
Задачи:
1. Обобщать и активизировать знания детей о диких животных наших лесов и их детенышах, птицах, деревьях.
2. Упражнять детей в образовании существительных, определений и притяжательных прилагательных, умении классифицировать разные виды животных.
3. Закрепить правила поведения в природе.
4. Развивать у дошкольников связную речь, логическое мышление, зрительное внимание и восприятие, фонематический слух.
5. Развивать общую и мелкую моторику у детей.
6. Развивать интерес к жизни животных, любознательность у детей.
Публикация «Экологическая викторина „Загадки природы“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Подготовительная группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
7. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой, уважения к партнерам и соперникам по викторине.
Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Воспитатель:
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой подвязалася сосна,
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку.
А под самою макушкой дятел
Долбит на суку.
Воспитатель: Много тайн и загадок таит зимний лес. Сегодня мы постараемся разгадать их и ответить на вопросы, которые он нам предлагает. Сегодня у нас с вами ребята необычное занятие, а соревнование. Делимся на две команды (на столе лежат карточки с картинкой бельчонка и зайчонка, дети выбирают по карточке и формируются команды).
Воспитатель: Викторина – игра очень интересная!
Мы будем думать, размышлять, отвечать на вопросы, играть, соревноваться.
И за каждый правильный ответ – получать «угощение» : «Бельчата» - грибок, «Зайчата» – морковку.
Воспитатель: «Начинаем нашу викторину!»
Начнем с приветствия команд:
«Зайчики»
Прыгает заинька, прыгает беленький.
Зайка – прыг, зайка – скок.
Слышен зайкин голосок:
Холодно заиньке, холодно белому.
Как же мне быть зимой, замерзает хвостик мой.
«Белочки»
Ах, как нам наскучили вьюги, холода
И морозы жгучие словно навсегда.
Рыженькие белочки прячутся в дупло
Поскорей бы солнышко ясное взошло.
I. Разминка команд (отвечают по очереди)
- какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (белка)
- зачем лисе пушистый хвост?
- что такое кузница дятла?
- почему говорят «волка ноги кормят»?
- как лось защищается от врагов?
- что птицам страшнее голод или холод?
- чем заяц питается зимой?
- какие птицы выводят зимой птенцов?
- новогоднее дерево (елка)
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно ответили, вижу настроение у вас замечательное, можно приступить к выполнению заданий. Проверить ваши знания нам помогут конкурсы, а команды «Зайчики» и «Белочки» выяснят, кто из них больше знает о зимнем лесе.
II. Музыкальная пауза –игра «Мы наденем валенки»
III. Игра – соревнование
1. «Отгадайте загадки»
Команда «Бельчата» :
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Кто зимой холодной
Ходит, бродит
Злой, голодный?
(Волк)
Косолапые ноги,
Зиму спит в берлоге.
Догадайся и ответь:
Кто же это? …
(Медведь)
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата» :
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
(Заяц)
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты мои двери,
Но ко мне не ходят звери.
(Еж)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
Кто же это?.
(Лиса)
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
2. Вопросы:
Команда «Бельчата»
Воспитатель: «О ком эти загадки?»
Дети: О диких животных.
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата»
Воспитатель: «Почему их называют дикими животными?»
Дети: Они живут в лесу.
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
IV. Рассказ команды (составление предложений) «Как лесные жители готовились к зиме?»
Команда «Бельчата» :
Воспитатель: «Скажите, бельчата, как вы готовились к зиме?»
Дети:
- Делали запасы на зиму: грибы, орехи, ягоды, шишки.
- Утепляли свой домик – дупло.
- Сменили рыжую шубку на серую, более пушистую и теплую.
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата» :
Воспитатель: «Скажите, зайчата, как вы готовились к зиме?»
Дети:
- Сменили серую, летнюю шубку на белую, более пушистую и светлую, чтобы стать незаметными на белом снегу.
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
V. Блиц-конкурс «Кто лишний?»
Команда «Бельчата»
- Олень, собака, лошадь, кролик.
- Волк, белка, кошка, лиса.
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата»
- Лиса, медведь, заяц, дятел.
- Бельчонок, лисенок, медведица, волчонок.
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
VI. «Доскажи словечко»
Команда «Бельчата»
- Заяц пушистый, а еж …
- Белка живет в дупле, а медведь …
- Лиса тявкает, а волк …
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата»
- Лось сильный, а заяц …
- Олень травоядный, а рысь …
- У зайца – зайчата, а у волка …
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
Воспитатель: «А сейчас предлагаю вам с пальчиками поиграть!»
Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Дети загибают пальцы на обеих руках:
по одному на каждую строчку, начиная с мизинца.
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Дети разгибают пальцы на обеих руках:
по одному на каждую строчку, начиная с большого пальца.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
(В. Пальчинскайте)
Дом – ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, начиная с мизинца, затем плотно соединяются.
VII. Конкурс «Найди дом для каждого животного» (звучит музыка)
Командам раздаются конверты с рисунками зверей и их разных жилищ. Надо составить пары (зверек – его домик)
- как называются жилища лесных жителей (где живёт ёж? Где живёт белка? Где живёт медведь? Где живёт заяц? Где живёт лиса? Где живёт барсук? Где живёт волк)
VIII. Конкурс «Кто здесь был?» (узнать птиц и зверей по следам, хвостам, клювам)
Дети узнают по следам животных (в 2 экземплярах)
IX. Конкурс «С какой ветки детки?»
Ребята, посмотрите, на улице дул сильный ветер и к нам в зал налетело много листиков с деревьев. Давайте с вами соберем листочки и посмотрим, с каких они деревьев.
Воспитатель: Ребята, а кого называют певцами леса, они же в лесу главные жители деревьев? (птиц). Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете зимующих и перелётных птиц? Называем по 5.
X. Конкурс «Зимующие и перелётные птицы»
1. кто прилетит на кормушку? (сало, хлеб, семечки, рябина)
2. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым – Кле, кле, клее – поет со свистом. (Клест.)
3. Пусть я птичка – невеличка, у меня, друзья, привычка – как начнутся холода, прямо с севера сюда. (Снегирь.)
4. Кто в беретке ярко – красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
5. Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.)
6. Какая птица умеет бегать по стволам деревьев вниз головой? (Поползень.)
Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнем!
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” – зайчики.
А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться, Потянуться.
Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну, а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.
10. Конкурс капитанов (используем развивающую игру «Кто есть кто?»)
- Отгадать, что за животное у него изображено. Дети помогают капитану подсказками.
Воспитатель: Мы с вами будем читать сказочные объявления: вы должны догадаться, какое животное написало объявление:
1. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж.)
2. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! Настоятельно прошу: называть по имени и отчеству! Патрикеевной не называть! (Лиса.)
3. Что-то очень скучно одному выть на луну. (Волк.)
Обе команды справились с заданиями. Молодцы. Кладу по угощению в ведерки.
И последний конкурс нашей викторины : «Рисуем символ команды».
Первый игрок своей команды рисует туловище, а остальные участники по одному дорисовывают части тела животного – символа своей команды: белку и зайца.
Подведение итогов, подсчитывание угощений, награждение участников команд.