Селина Людмила
Экологическая тропа. Остановка «Ель»
▼ Скачать + Заказать документы
Остановка № 1. «Ель»
Возрастная категория 3-5 лет
Цель: закрепить знания об особенностях внешнего вида ели, воспитывать бережное отношение к елочке, стремление беречь ее и любоваться ее красотой
Возрастная категория 5-7 лет
Цель: дать детям представления о вечнозелёных растениях нашего края, их особенностях, отличительных чертах хвойных растений, их пользе для человека, приучать детей не ломать ветви деревьев.
Публикация «Экологическая тропа, Остановка „Ель“» размещена в разделах
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Биологические особенности: Ель - вечнозелёное древесное растение высотой до 30 м (изредка до 50 м). Крона в виде конуса, образуется поникающими или распростёртыми ветвями.
Корневая система поверхностная, из-за этого растения нередко подвергаются ветровалам.
Кора серого цвета, отслаивающаяся тонкими пластинками.
Четырёхгранные хвоинки (листья, расположенные по спирали, сидят по одной на листовых подушечках. Длина хвоинок — от 1 до 2,5 см. Продолжительность жизни каждой хвоинки — шесть и более лет.
Где растет: Она растет по всему Северному полушарию. Её можно встретить в Северной Америке, Центральной и Северной Европе. Она повсеместно распространена в России: в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, на Кавказе, в степной зоне. Также растет в Китае и Японии.
Всего насчитывается 50 видов елей. Самые распространенные: сибирская, европейская, кавказская, канадская, белая, красная, чёрная.
Ель - основа тайги. Она растет в смешанных лесах, хорошо соседствуя с лиственницей, сосной, сибирским кедром, пихтой, дубом, липой, берёзой, осиной, лещиной.
Использование: Еловые насаждения очень часто можно увидеть в санаториях. Потому что их хвоя выделяет фитонциды, очищающие и обеззараживающие воздух. Также часто ель становится основой ландшафтов на приусадебных участках.
Из этого дерева делают качественные музыкальные инструменты. Из мягкой древесины изготавливают бумагу, искусственный шелк, бездымный порох. Получают смолу, деготь, канифоль, скипидар.
Еловые шишки широко используются в народной медицине. Целители считают, что ёлка — дерево-донор, если к нему прислониться и постоять так несколько минут, оно подарит человеку энергию и силу.
Лесную гостью ждут на Новый год ребятишки. Но во время Новогодних праздников гибнут молодые елочки. Это недопустимо. Надо убеждать взрослых покупать искусственную новогоднюю красавицу. Так мы спасем молодой лес.
Ежегодно по всей стране проводятся акции в защиту зелёной красавицы. Воспитанники нашего детского сада активно участвуют в акции «Живи,ёлка», принимая участие в конкурсе «Зимняя фантазия» изготавливают новогодние букеты вместо ёлочки. 21 марта – международный день леса. В детском саду проходит акция «Лес-наше богатство». Эколята-дошколята подготовили видеоролик «Почему важен лес». Который был размещен в соцсети в VK Ребята рассказывают о важности леса в жизни человека и всего живого на земле, поэтому призывают к бережному отношению и защите зелёных насаждений. В рамках «Дня эколят» провели акцию «Будь природе другом!».Юные эколята объяснили воспитанникам детского сада правила поведения в лесу и призвали беречь лес. Младшие дошкольники изготовили агитплакат «Эколята - защитники Земли».
В День леса воспитанники приняли участие в акции «Сохрани лес». Они вручили взрослым памятки. В которым содержались правила поведения в лесу, сведения о том, какую пользу приносят леса.
Объекты для наблюдений:
Зимой
Ход наблюдения:
Эколенок Елочка :
Приглашаю вас подойти к нашей ёлочке-красавице.
Какой замечательный морозный воздух! Давайте поздороваемся с елью.
Ель – хвойное дерево. Вместо листьев – иголки, хвоинки, они колючие, остаются зелёными всю зиму. Снизу ветки длинные, чем выше ветка, тем она короче. Ель имеет форму конуса. У неё продолговатые шишки, а в них семена. Когда ель вырастает, ее ствол используют для изготовления доски в строительных целей.
Наблюдение № 1: «Найди самое высокое дерево». Во время прогулки по территории детского сада воспитатель предлагает детям найти самое высокое дерево. Это оказалась всеми любимая ель, которая растет у входа в детский сад. Как отметили ребята, она выше клёна, туи, выше рябины, выше березы и почти в 2раза выше нашего детского сада!
«Наша елка велика.
Наша елка высока,
Выше папы, выше мамы.
Достает до потолка»
Наблюдение №2 «Наша ель – живая, мы можем ей помочь».
Цель: воспитывать бережное отношение к живому дереву, желание помогать ему (стряхивать снег с веток, не ломать ветки).
Ход наблюдения:
Давайте найдем нашу ель. Посмотрите, какая она красивая. Вспомните, какие добрые, ласковые слова мы ей говорим. Ель наша, мы любим тебя и никому в обиду не дадим. Наша ель живая, как и мы с вами. Если дерево обижать, то ей, так же, как и нам, будет больно. А ведь мы не хотим причинить ей боль? (Не хотим). Скажите, можем мы поднять ель и перенести в другое место? (Нет).Почему нет? Правильно, она живая, растет в земле, держится корнями, которые питают её. Посмотрите, что лежит на ветках у ели? (Снег). Как вы думаете, легко ли деревьям держать столько снега? Мы можем помочь и стряхнуть снег с веток. Посмотрите, как это делается. Стряхивать снег нужно осторожно, чтобы не повредить ветки у ели, чтобы не сделать ей больно. Если зимой мало снега, у дерева могут промёрзнуть корни. Мы можем прикопать к стволу снег с участка и сохранить там тепло, спасти ель. Нельзя ломать ветви у ели, какими бы они не были пушистыми и красивыми.
Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок. Ель издаёт чудесный хвойный аромат.
Давайте вспомним пословицы о ели:
– Если хлеба край, так и под елью рай.
– Ель не сосна, шумит неспроста.
Помогаем ели – отряхнули с веток снег.
Вывод. Ель – это очень полезное дерево, так как очищает воздух, помогая всем быть здоровыми! Она живая, зеленая зимой и летом, её надо беречь и охранять. Не обижать и не портить растущие деревья самим, и не позволять это делать другим.
Наблюдение №2 «Сравниваем живую ель и искусственную ёлку».
Цель: закреплять представление о живой ели. Показать отличие живой ели от искусственной. Формировать чувство восхищения живым деревом.
Ход наблюдения:
Ель получила своё название из-за колючей хвои – иголочек. В славянском языке «ель» означало «колючий, острый». Ёлкой называли «рождественскую ель», деревце Нового года. Приближается замечательный праздник – Новый год! По традиции, его празднуют возле ёлки. Было бы хорошо, чтобы дома и в детском саду была искусственная ёлочка, а не живая. Ведь если спилить живую ель, она потом засохнет, больше не сможет расти и радовать нас. А искусственная ёлочка тоже очень красивая! Её можно много лет наряжать разными игрушками, украшать, она не будет осыпаться. А радость будет всем! Послушайте, какое замечательное стихотворение написала Ирина Токмакова, называется «Хороший подарок» :
Мне елку купили! Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень - и она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке, макушкой кивая.
Кому? Никому! Просто ветру, метели,
Такой же красивой неспиленной ели!
Посмотрите, что это за ёлочка? (Мы её принесли из группы, она неживая). Похожи ли настоящая ель и искусственная? Чем живая ель отличается от неживой ёлочки? (Может быть любого цвета, сделана из искусственного материала, у неё нет корней, её можно наряжать к празднику, она не растёт). Где растет живая ель? (В лесу, около детского сада, в земле). А растет ли неживая ёлка (Нет). Почему вы так думаете? А если мы её посадим в землю, будет ли она расти, у неё появятся корни? Правильно, не будет. Она неживая. Потрогайте иголочки игрушечной ёлки? Какие они? А теперь потрогайте иголочки у живой ели? Какие они? Вырастут шишки у неживой ёлки? А у живой ели? (Да). Когда вырастают шишки у живой ели? (Когда она становится большая). Зачем нужна искусственная ёлка? (Наряжать её новогодними игрушками, водить вокруг хороводы). Когда мы наряжаем ёлочку, на какой праздник? (На Новый год).Надо ли беречь живую ель? Давайте полюбуемся живой елью, а в группе украсим нашу маленькую ёлочку к празднику.
Стихотворение:
Ах! Такую ёлочку вижу в первый раз!
Не могу от ёлочки отвести я глаз
Пышная красавица серебром блестит,
И в мороз, на солнце – искрами горит!
Дети вместе с воспитателем украшают ёлочку. Новогодний праздник проводят вокруг большой, красиво украшенной искусственной ёлки.
Новогодний хоровод вокруг искусственной ёлки. Ёлочка в группе.
Вывод. Натуральная ель отличается от искусственной ёлки. Очень красивое, зелёное, стройное дерево с иголочками. Но для праздника лучше искусственная ёлочка, которую мы украсили. Наша ёлочка красива в помещении. А на улице пусть растёт прекрасная живая ель!
Весной
Ход наблюдения:
Эколенок Елочка : Это дерево достигает высоты 35 м. Ель относится к вечно – зеленым растениям, но ее хвоинки не вечны. Так как хвоя опадает постепенно, а не вся сразу, и поэтому дерево всегда стоит зеленым. Под елкой можно увидеть шишки без семян. У одной шишки чешуйки разлохмачены, у другой - отогнуты, а от третьей вообще остался один стержень с несколькими чешуйками на верхушке. Семенами шишки лакомятся зверки. Очень важно бережно относиться к деревьям: нельзя ломать ветки, вредить ствол и корни растений. После повреждения дерева оно может заболеть и засохнуть. Дети, любите природу!
Наблюдение «Рассмотрим нашу ель».
Цель: уточнить представления о настоящей ели, назвать характерные особенности строения, признаки, отличающие от других деревьев. Учить любоваться живой елью.
Ход наблюдения:
Вокруг нашего садика посажено много разных растений и деревьев. Ребята, а что мы сегодня будем рассматривать, вы отгадаете.
Загадка:
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)
Подходим к ели, обращаем внимание, какая она красивая, высокая, стройная, «в зелёном наряде» из иголок, пирамидального строения.
– Что это за дерево? Кто знает? (Ель).
– Почему вы думаете, что это ель?
– Какая она: большая или маленькая?
– Что есть у ели? (Ствол, веточки, иголочки).
– Какого цвета веточки? (Зеленые).
– А это что на веточках? (Шишки).
– Какие у ели иголки? (Маленькие, острые, колючие)
– Нравится вам наша ель? Давайте на неё посмотрим, полюбуемся.
Ель – высокое, могучее дерево. Растёт она медленно, но живёт долго – 500 – 600 лет. Как в народе говорят про ель? «Зимой и летом одним цветом».
Наша красивая ель!
Вывод. Ель — дерево высокое, стройное, у него прямой ствол, покрытый шершаво-коричневой корой. Ель похожа на пирамидку, у неё много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками, иголки не желтеют и не опадают как у других деревьев. Это вечнозелёное дерево.
Летом
Ход наблюдения:
Эколенок Елочка : Какое красивое дерево растёт на нашем участке - это ель.
Давайте рассмотрим нашу ёлочку. Что держит ёлочку в земле, конечно корни. Через корни ёлочка получает все, что ей нужно для жизни. А от корней вверх тянется ствол, он покрыт корой. А что отходит от ствола, конечно ветви. Вместо листьев у ёлки иголочки. Какая ёлочка на ощупь - колючая. В летнее время года хорошо посидеть под ёлочкой в тенёчке.
Под елками растут грибы сыроежки.
Летом выводятся птенцы и горлицы добывают корм для них, а в конце лета птицы улетают. Для них ель – это дом, в котором есть еда и укрытие от хищников. Надо быть очень осторожными, когда видишь гнезда на дереве. Нельзя ломать ветки дерева, это наносит вред. А еще вместе с веткой может упасть гнездо, птенцы погибнут.
Осенью
Ход наблюдения:
Эколенок Елочка : Осенью на ели вырастают шишки, которые потом падают на землю. Ель называют звонким деревом. Из него делают мебель. А ещё дерево-это дом для множества живых существ. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые. Деревья – большие друзья и человеку, и всем живым существам. Осенью на ели вырастают шишки, которые потом падают на землю, ими питаются птицы. Ель называют «звонким деревом» из нее делают мебель, ее используют в строительстве. Еще в давние времена из ели делали скрипки. Еловую смолу и «лапник» используют в медицинских целях для лечения разных болезней. И мы должны быть благодарны деревьям.
Их надо беречь.
Голос Ё лочки:
Наблюдение «Что есть у ели?»
Цель: продолжать знакомить с елью: ствол, ветки с колючими иголками (иголок много, они зеленые, маленькие, ветки растут по всему стволу).
Ход наблюдения:
Загадка:
Мягко светятся иголки
Хвойный дух идет от… (ёлки)
Вспомните, какое дерево мы с вами рассматривали в прошлый раз? (Ель). Давайте найдем ель. Полюбуйтесь елью, её красотой. Вот она какая, красавица лесная. Наша ель большая или маленькая? Покажите, какая она. Да, она очень высокая, стройная. У ели есть ствол. Вот он. На стволе растут ветки. Веток много. Растут они по всему стволу. Покажите, как растут ветки у ели? Потрогайте веточки. Какие они? (Колючие). Почему веточки колючие? (Колючие иголки).
Посмотрите, сколько на веточках иголочек? (Много).Какого цвета иголочки? (Зеленые). Потрогайте осторожно иголочки. Какие они? (Маленькие, острые, колючие).Иголочек у ели много. Они очень острые и колючие, называются хвоинки. Могут уколоть руку, будьте аккуратны. Вспомним скороговорку:
Ель на ежика похожа
Еж в иголках, елка тоже.
А теперь отгадайте загадку:
Не похожи на иголки
А упали тоже с ёлки. (Шишки).
У ели есть шишки. Когда они падают с дерева, мы можем собирать их для поделок.
Давайте еще раз полюбуемся нашей елью и её красотой. В круг вставайте, за руки беритесь, вокруг деревца пройдитесь, ласковые слова скажите. (Лесная красавица, чудесная, великолепная, стройная).
Ели на опушке —
До небес макушки —
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки —
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.
Иголочки у ели.
Вывод. Все ветки у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев. Иголки короткие, острые, колются, тёмно-зелёного цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, не опадают, если дотрагиваться.