Екатерина Бобкова
Экологическая тропа для дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Цель создания экологической тропы : развитие экологического сознания дошкольников.
Задачи создания экологической тропы :
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
Публикация «Экологическая тропа для дошкольников» размещена в разделах
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе :
- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе.
- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятии и другие виды деятельности.
Правила поведения на экологической тропе :
1. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
2. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
3. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
4. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
5. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п.
6. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
• Экологические беседы.
• Наблюдения.
• Элементарные опыты.
• Экскурсии.
• Целевые прогулки.
• Экологические конкурсы, викторины.
• Решение экологических ситуативных задач.
• Чтение художественной литературы.
• Обсуждение и проигрывание ситуаций.
• Трудовой десант.
• Труд в природе.
• Коллекционирование.
• Экологические досуги, развлечения, праздники.
• Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные).
• Театрализации, инсценировки.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе
• Взросло-детские проекты.
• Изготовление поделок.
• Субботники по облагораживанию территории ДОУ.
• Участие в конкурсах.
• Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах.
• Фотовыставки.
• Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).
Описание объектов экологической тропы
1, Хвойные деревья
Цель: создать условие для наблюдения за хвойными деревьями;
формировать чувство бережного отношения к природе.
Содержание.
Рассматривание и наблюдение за хвойными деревьями в разные времена года.
Сравнение хвойных деревьев с другими деревьями: ствол, ветки, хвоя, кора, семена. Рассматривание коры через лупу.
Забота человека о хвойных деревьях.
Проведение исследований: изменение высоты, толщины дерева.
Связь с животными.
Целебные свойства.
2, Цветник
Цель: изучение и наблюдение растений в разные сезоны года.
Содержание.
Труд с детьми: посадка растений, полив, рыхление, прополка.
Наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми.
Беседы о роли человека в жизни растений.
Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой.
Видеть красоту и неповторимость каждого цветка.
3, Птичья столовая
Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.
Оборудование. Кормушки, «Птичий столб», домики для птиц – скворечники.
Содержание.
Наблюдение за птицами на территории ДОУ.
В зимнее время года дети развешивают кормушки, подкармливают птиц.
Весной – обновляют и ремонтируют вместе с родителями скворечники.
Опытно-исследовательская деятельность:
- Исследование различного оперения (лупы).
- Поведение птиц во время кормления.
- Питание птиц зимой и летом.
- Повадки птиц.
4, Фруктовый сад
Цель: Расширять представления детей о фруктовых деревьях, фруктах.
Фруктовые деревья: яблоня, груша, слива, персик, абрикос.
Содержание.
Рассматривание и наблюдение за фруктовыми деревьями в разные времена года.
Сравнение фруктовых деревьев с другими деревьями: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена.
Забота человека о фруктовых деревьях.
Связь с животными.
Целебные свойства.
5, Поляна насекомых
Цель: Познакомить с разнообразием мира насекомых.
Содержание.
Прогулка и наблюдение за появлением насекомых.
Опытно-исследовательская деятельность:
- взаимосвязь насекомых и растений,
- полезные насекомые,
- жизненный цикл божьей коровки,
- жизненный цикл бабочки,
- маскировка насекомых и т. д.
Изготовление домиков для зимовки полезных насекомых.
6,Зеленая аптека
Цель: познакомить с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями (лечебные свойства).
Лекарственные растения: календула, мята, мелиса, подорожник, валерьяна, ромашка аптечная и т. д.
Содержание.
Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев.
Рассматривание и сбор семян.
Труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка, рыхление, подготовка грядки к зиме.
Беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения.