Получи документы

Экологическая деятельность как направление работы по народному искусству в детском саду

татьяна злобина
Экологическая деятельность как направление работы по народному искусству в детском саду

Приобщение дошкольников к русской народной культуре и традициям празднования природных праздников в современном обществе – одно из интересных и, главное, актуальных направлений в образовательной работе с детьми. А особенно важно – в экологическом воспитании. Экологический подход в ознакомлении дошкольников с природой – новый, только набирающий популярность. И воспитатель как носитель экологической культуры играет здесь не последнюю роль. Пространство детского сада даёт педагогу возможность в непосредственной образовательной деятельности и в ходе режимных моментов использовать разные методы и формы организации работы с детьми. Опираясь на экологическое содержание педагогического процесса, знакомство с народной культурой происходит тем полнее, чем больше педагог использует в своей деятельности слово, звуки, эмоции, изображения.

Публикация «Экологическая деятельность как направление работы по народному искусству в детском саду» размещена в разделах

Дошкольное образование – это первая ступень экологического образования человека. Именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает прежде всего эмоциональные впечатления о природе, а затем и представления о разных формах жизни. Но это происходит только при условии, что взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : не только показывают ребенку мир природы, но и видят и понимают всеобщие проблемы и беспокоятся по их поводу. При этом выделяется роль воспитателя как носителя экологической культуры, рассматривается соотношение воспитательного и образовательного компонентов. С помощью меткого и яркого народного художественного слова воспитатель может во всей полноте показать участникам образовательного процесса как должны формироваться у детей знания о природе, эмоциональная составляющая преподнесения информации детям, как пробудить в детях понимание вреда, который может нанести человек, если он нарушает связи в природе.

В последнее время обращение к народным истокам, декоративно–прикладному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей дошкольных образовательных организаций. Использование устного, музыкального, декоративно–прикладного творчества в работе с дошкольниками – это приобщение детей к истокам национальной культуры и истории с раннего возраста, это знакомство ребенка с народными праздниками, его духовно–нравственное развитие, познание им нравственных ценностей.

Экологическое образование дошкольников – большой потенциал их всестороннего развития. В условиях детского сада можно создать для детей хорошее природное окружение, экологическую развивающую среду. Деревья и кустарники, посаженные по периметру территории, цветочные клумбы, которые украшают групповые участки, специальные «экологические пространства» (площадка природы, фитоогород, «птичий столб», уголок нетронутой природы, озелененные коридоры и холлы дошкольного учреждения, групповые уголки природы – все это помогает сформировать у дошкольников важные личностные качества – начала экологической культуры.

Правильное отношение детей к природе строится на эмоционально–чувственном восприятии разнообразных явлений природы, усвоении элементарных экологических знаний и непосредственном взаимодействии с растениями и животными. Важно отметить, что в процесс познания природы вовлечены не только дети, но и взрослые – родители, педагоги.

В рамках ФГОС образовательный процесс в ДОО строится по трем основным направлениям деятельности взрослых и детей : непрерывная образовательная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность.

В процессе непосредственной образовательной деятельности дети знакомятся с природно-экологическим своеобразием края, региона, области где рассматривается флора и фауна региона, экологические проблемы и природные богатства, дошкольники получают сведения о географических и климатических особенностях своей местности, где подробно рассматривается зона с распространенными и редкими растениями, лекарственными травами, животным миром. Педагогами может быть создана фонотека с записями звуков природы: шум леса, пения местных птиц, крика диких животных. Должны иметься дидактические материалы и конспекты непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с природой родного края.

Совместная деятельность. Для реализации задач эколого-краеведческой работы в детском саду должна быть создана определенная предметно-развивающая среда в помещении и на территории, где важным является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, практическая деятельность по уходу за ними. На территории детского сада может быть создана экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях. Задачей тропы является расширение элементарных сведений об объектах, и явлениях окружающей природы, воспитание экологической культуры. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и принять посильное участие в трудовых делах. На огороде дети познают мир культурных растений, учатся ухаживать за ними, проводят наблюдения. На экскурсиях и прогулках педагоги рассказывают о птицах и животных родного края, об их охране, о деревьях, растущих в лесах и их полезных свойствах, о цветах, насекомых.

Фольклор и сказки всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек — природа». Поэтому работа с детьми по ознакомлению с родным краем должна вестись и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно–дидактический материал. Чтение произведений художественной литературы не только знакомит дошкольника с природой, но и воспитывает у детей интерес к природе, бережное отношение, наблюдательность.

Огромным педагогическим потенциалом обладают сказки. Народная сказка – это нравственный урок. И эти уроки пронизывают все сказочное наследие. В них содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Ярко представлены в сказках и объекты неживой природы. Сказки в воспитании экологической культуры дошкольников играют особую роль, так как в них отражено бережное отношение народа к природе. Сказки, созданные народом, содействуют развитию эмоционально-эстетического отношения к природе, что в определённой степени служит преодолению потребительского подхода к ней.

Обязательным компонентом работы является природоохранные акции с детьми. Это дает дошкольником понять, что они тоже являются жителями своего населенного пункта и должны помогать взрослым, поддерживать порядок в нем.

Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребенка.

В работе с детьми педагоги должны придавать большое значение игровым технологиям. Дидактические игры «Что, где растёт», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Когда это бывает» и т. д. помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Словесные игры «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо» - развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Игровые упражнения «С какого дерева листок», «Узнай на вкус», «Найди такой же» и др. помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность, память, внимание.

Знания, полученные на занятиях и в совместной деятельности с педагогом, дошкольники проверяют в самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности, в играх, в трудовой деятельности, в книжном уголке. Созданные условия для экологического образования в группах: уголок природы, уголок для экспериментирования, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования позволяет детям закрепить и применить полученные знания на практике в самостоятельной деятельности.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы)Исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы) "Исследовательская деятельность в детском саду " из опыта работы. “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и.

Деятельность и направления работы детского дизайнерского клуба в детском саду Подготовила : Бокунова Татьяна Викторовна,воспитатель структурного подразделения МБОУ БГО СОШ №13 В настоящее время детский дизайн, это.

Проект «Издательская деятельность в детском саду как форма работы с родителями воспитанников» Проект «Издательская деятельность в детском саду как форма работы с родителями воспитанников. На примере газеты детского сада «Точка, точка,.

Рабочая программа по народному декоративно-прикладному искусству «Русский сувенир» Программа предназначена для детей 4-5 летСрок реализации программы 1 годПояснительная записка Программа дополнительного образования для.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду «Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Фотоотчет «Экологическая акция «Посади дерево» в детском саду»Фотоотчет «Экологическая акция «Посади дерево» в детском саду» Экологическая акция «Посади дерево» в детском саду (фотоотчет) Цель. Воспитание у детей бережного отношения к родной природе, озеленение.

Экологическая акция в детском саду «Одень дерево» (фотоотчет)Экологическая акция в детском саду «Одень дерево» (фотоотчет) Доброго всем времени суток! Уважаемые коллеги спешу вам рассказать о нашей экологической акции. Наши юные экологи, готовились к этой.

Экспериментальная деятельность в детском садуЭкспериментальная деятельность в детском саду Маленькие дети – прирожденные исследователи. Редкие дети не проявляют повышенный интерес к огню. Он для них и страшен и прекрасен одновременно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая деятельность как направление работы по народному искусству в детском саду
Опубликовано: 19 февраля 2022 в 15:28
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическая деятельность как направление работы по народному искусству в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем татьяна злобина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД