татьяна злобина
Экологическая деятельность как направление работы по народному искусству в детском саду
Приобщение дошкольников к русской народной культуре и традициям празднования природных праздников в современном обществе – одно из интересных и, главное, актуальных направлений в образовательной работе с детьми. А особенно важно – в экологическом воспитании. Экологический подход в ознакомлении дошкольников с природой – новый, только набирающий популярность. И воспитатель как носитель экологической культуры играет здесь не последнюю роль. Пространство детского сада даёт педагогу возможность в непосредственной образовательной деятельности и в ходе режимных моментов использовать разные методы и формы организации работы с детьми. Опираясь на экологическое содержание педагогического процесса, знакомство с народной культурой происходит тем полнее, чем больше педагог использует в своей деятельности слово, звуки, эмоции, изображения.
Публикация «Экологическая деятельность как направление работы по народному искусству в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное образование – это первая ступень экологического образования человека. Именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает прежде всего эмоциональные впечатления о природе, а затем и представления о разных формах жизни. Но это происходит только при условии, что взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : не только показывают ребенку мир природы, но и видят и понимают всеобщие проблемы и беспокоятся по их поводу. При этом выделяется роль воспитателя как носителя экологической культуры, рассматривается соотношение воспитательного и образовательного компонентов. С помощью меткого и яркого народного художественного слова воспитатель может во всей полноте показать участникам образовательного процесса как должны формироваться у детей знания о природе, эмоциональная составляющая преподнесения информации детям, как пробудить в детях понимание вреда, который может нанести человек, если он нарушает связи в природе.
В последнее время обращение к народным истокам, декоративно–прикладному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей дошкольных образовательных организаций. Использование устного, музыкального, декоративно–прикладного творчества в работе с дошкольниками – это приобщение детей к истокам национальной культуры и истории с раннего возраста, это знакомство ребенка с народными праздниками, его духовно–нравственное развитие, познание им нравственных ценностей.
Экологическое образование дошкольников – большой потенциал их всестороннего развития. В условиях детского сада можно создать для детей хорошее природное окружение, экологическую развивающую среду. Деревья и кустарники, посаженные по периметру территории, цветочные клумбы, которые украшают групповые участки, специальные «экологические пространства» (площадка природы, фитоогород, «птичий столб», уголок нетронутой природы, озелененные коридоры и холлы дошкольного учреждения, групповые уголки природы – все это помогает сформировать у дошкольников важные личностные качества – начала экологической культуры.
Правильное отношение детей к природе строится на эмоционально–чувственном восприятии разнообразных явлений природы, усвоении элементарных экологических знаний и непосредственном взаимодействии с растениями и животными. Важно отметить, что в процесс познания природы вовлечены не только дети, но и взрослые – родители, педагоги.
В рамках ФГОС образовательный процесс в ДОО строится по трем основным направлениям деятельности взрослых и детей : непрерывная образовательная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность.
В процессе непосредственной образовательной деятельности дети знакомятся с природно-экологическим своеобразием края, региона, области где рассматривается флора и фауна региона, экологические проблемы и природные богатства, дошкольники получают сведения о географических и климатических особенностях своей местности, где подробно рассматривается зона с распространенными и редкими растениями, лекарственными травами, животным миром. Педагогами может быть создана фонотека с записями звуков природы: шум леса, пения местных птиц, крика диких животных. Должны иметься дидактические материалы и конспекты непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с природой родного края.
Совместная деятельность. Для реализации задач эколого-краеведческой работы в детском саду должна быть создана определенная предметно-развивающая среда в помещении и на территории, где важным является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, практическая деятельность по уходу за ними. На территории детского сада может быть создана экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях. Задачей тропы является расширение элементарных сведений об объектах, и явлениях окружающей природы, воспитание экологической культуры. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и принять посильное участие в трудовых делах. На огороде дети познают мир культурных растений, учатся ухаживать за ними, проводят наблюдения. На экскурсиях и прогулках педагоги рассказывают о птицах и животных родного края, об их охране, о деревьях, растущих в лесах и их полезных свойствах, о цветах, насекомых.
Фольклор и сказки всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек — природа». Поэтому работа с детьми по ознакомлению с родным краем должна вестись и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно–дидактический материал. Чтение произведений художественной литературы не только знакомит дошкольника с природой, но и воспитывает у детей интерес к природе, бережное отношение, наблюдательность.
Огромным педагогическим потенциалом обладают сказки. Народная сказка – это нравственный урок. И эти уроки пронизывают все сказочное наследие. В них содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Ярко представлены в сказках и объекты неживой природы. Сказки в воспитании экологической культуры дошкольников играют особую роль, так как в них отражено бережное отношение народа к природе. Сказки, созданные народом, содействуют развитию эмоционально-эстетического отношения к природе, что в определённой степени служит преодолению потребительского подхода к ней.
Обязательным компонентом работы является природоохранные акции с детьми. Это дает дошкольником понять, что они тоже являются жителями своего населенного пункта и должны помогать взрослым, поддерживать порядок в нем.
Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребенка.
В работе с детьми педагоги должны придавать большое значение игровым технологиям. Дидактические игры «Что, где растёт», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Когда это бывает» и т. д. помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Словесные игры «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо» - развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Игровые упражнения «С какого дерева листок», «Узнай на вкус», «Найди такой же» и др. помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность, память, внимание.
Знания, полученные на занятиях и в совместной деятельности с педагогом, дошкольники проверяют в самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности, в играх, в трудовой деятельности, в книжном уголке. Созданные условия для экологического образования в группах: уголок природы, уголок для экспериментирования, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования позволяет детям закрепить и применить полученные знания на практике в самостоятельной деятельности.