Наталья Бочарова
Экологическая акция «Берегите первоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая акция «Берегите первоцветы»
для детей старшего дошкольного возраста
автор: Бочарова Наталья Дмитриевна
воспитатель
ГБОУ Школа 2025 Здание 6 г. Москва
Цель: создать условия для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.
Задачи:
• познакомить детей с растениями – первоцветами;
• вызывать желание узнать историю цветов, их легенды;
• активизировать познавательную деятельность;
Публикация «Экологическая акция „Берегите первоцветы“» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Первоцветы. Экологические акции
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
• развивать творчество, мышление, фантазию;
• воспитывать бережное отношение к первоцветам.
В акции принимают участие воспитанники старшей группы детского сада, подготовительной к школе группы, родители, музыкальный руководитель
Время проведения акции : апрель - май
Материалы и оборудование:
• шапочки цветов;
• весенние картины;
• аудиозаписи произведений: «Подснежник» П. Чайковского, «Шествие весны» Вивальди;
• цветок «Цветик-семицветик»;
• Красная книга;
• выставка поделок «Первоцветы»;
Предварительная работа:
• отгадывание загадок;
• рассматривание альбома «Первоцветы»;
• чтение стихотворений, рассказов, легенд;
• изготовление поделок;
• проведение физкультминуток и подвижных игр;
• консультации для родителей «Это надо знать».
Актуальность
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо знать, беречь и охранять!
Ход экологической акции
Вводная часть
Дети заходят под музыку и становятся полукругом
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро! - солнцу и птицам
Доброе утро! - улыбчивым лицам.
Каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель:
Ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Отгадайте загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкой
Волшебной палочкой взмахнет-
В лесу подснежник расцветет.
Воспитатель:
Что за волшебница приходит к нам?
Ответы детей: (весна)
Воспитатель:
Весна – красивое, волшебное время года. Весной происходит много чудес. Что бывает весной?
Ответы детей: (оживает природа, тает снег, становится теплее, прилетают птицы)
Воспитатель:
Давайте подарим весне весёлую песню.
Дети поют песню «Весна – красна»
Воспитатель:
Весной все живое радуется солнцу, звонко щебечут птицы, журчат ручьи, снеговые сугробы в лесу оседают, и показываются первые проталины. На проталинах прямо из- под снега пробиваются самые ранние цветущие растения, которые называются первоцветами.
Сегодня можно увидеть первоцветы и послушать, о чем они говорят. На волшебном паровозике едем на весеннюю лесную полянку.
Дети становятся друг за другом паровозиком, едут под музыку, потом садятся на стульчики.
Воспитатель:
Посмотрите, сколько первоцветов появилось на полянке!
Основная часть. Парад первоцветов
Дети выходят в масках с родителями и представляют свой цветок
1 ребёнок «Подснежник» :
Я - подснежник
Первым вылез из землицы на проталинке.
Я мороза не боюсь,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветаю,
Раньше всех весну встречаю!
Я - цветок нежный, хрупкий,
Но в то же время гордый и смелый.
Расту рядом со снегом.
Меня обдувают холодные ветра,
Но я не боюсь и прямо стою на своей тонкой ножке.
Родитель рассказывает легенду о подснежнике:
Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.
2 ребёнок «Мать – и мачеха» :
Ранней солнечной порой
На проталинке весной
Украшают бугорки
Мать-и-мачехи цветки.
В ярких желтеньких платочках
И зелененьких носочках.
Я цвету в апреле – мае.
Я - самая первая зацветаю по весне.
Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья.
С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно!
Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком
А другая – гладкая и холодная.
Теплая – это мать, холодная – мачеха
3 ребёнок «Медуница» :
Я – медуница, зацвела чуть-чуть позже, но зато как зацвела!
Приподняв сухой листочек,
В первых числах мая
Появляется цветочек
Солнышку кивая.
То сиреневым, то синим
Подмигнет он огоньком –
Это пчелок приглашает
Медуница за медком.
Родитель:
Меня называют сладким букетиком, потому что в моих цветках много сладкого сока-нектара. Медуница - очаровательный весенний цветок, который появляется через 8-10 дней после мать-и-мачехи. Узнаешь меня сразу: только у медуницы бывают разноцветные цветки-колокольчики
4 ребёнок «Примула» :
Я – примула!
Я – первая, я – смелая!
Земля ещё сыра,
А я уж расцвела!
Мои цветочки малые –
Синеющие, алые –
Как искорки горят.
Родитель:
В народе у примулы молодые, волнистые листочки называют - "баранчиками". "Ключиками" – называют цветки, они собраны в соцветие и похожи на связку ключей, которые открывают весной дорогу всему зеленому царству.
5 ребёнок «Сон – трава» :
Я - сон - трава
Дальний лес стоит стеной,
В лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растёт усни - трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова:
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.
Родитель:
Какое удивительное изобретение природы!
Маленькие чашечки сон-травы напоминают собой пушистый подснежный тюльпан.
Я цвету даже если на улице мороз. Почему? Внутри цветка очень тепло. Оказывается, чашечка цветка - это вогнутое зеркальце, которое собирает солнечное тепло. Полюбуйтесь!
6 ребёнок «Одуванчик» :
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У меня чудесный
Золотистый цвет.
Я большого солнца
Маленький портрет!
Игра – превращение «Одуванчики»
Воспитатель предлагает детям превратиться в одуванчики и показать, как они растут
Воспитатель:
Сейчас превратимся в одуванчики. Мы – маленькие одуванчики. Теплые солнечные лучи согрели землю. Вы – маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали пушистый желтый цветок, похожий на солнышко.
Воспитатель:
Ребята, вы знаете, что утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.
7 ребёнок «Тюльпан» :
Я из Голландии приехал,
И мороз наш не помеха.
Меж цветов я знатный пан,
А зовут меня – тюльпан.
Родитель:
Легенда о тюльпане гласит, что именно в бутоне желтого тюльпана было заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так как бутон не раскрывался. Но однажды желтый цветок в руки взял маленький мальчик и тюльпан сам раскрылся. Детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон. Тюльпан — цветок счастья.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Цветочек вырос на поляне,
(Соединить руки, изображая «бутон»)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Раскрыть руки, разжать пальцы)
Всем лепесткам красоту и питание
(В ритм словам раздвигать и соединять пальцы)
Дружно дают под землей корешки!
(Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками»)
Вечер. Цветки закрывают лепестки.
(Плотно сжать переплетенные пальцы)
Тихо засыпают, головки опускают.
(Положить руки на колени)
Игра «Цветик – Семицветик»
Воспитатель:
На лесной полянке вырос волшебный цветок - Цветик – Семицветик. Чтобы взять лепесток, надо правильно ответить на вопрос (ребёнок берёт любой лепесток, вопрос написан на другой стороне лепестка, воспитатель читает вопрос, ребёнок отвечает, вопросы на закрепление знаний о первоцветах)
1. в какое время года появляются первоцветы;
2. назови весенние месяцы;
3. первоцвет, который дружит со снегом;
4. первоцвет, у которого листочки с одной стороны теплые, а с другой стороны холодные;
6. в названии первоцвета есть слово – мед;
7. первоцвет, цветок счастья.
Физкультминутка
Солнышко, солнышко! Золотое донышко! (делают из ладошек солнышко)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Побежал в лесу ручей, (бегут)
Прилетело много грачей. (летят)
А сугробы тают, тают, (приседают)
А цветочки вырастают, вырастают! (медленно поднимаются и тянутся вверх)
Дидактическое упражнение «Подбери слово»
Воспитатель:
Подберите слова, которые похожи на первоцветы :
Желтый, как ….
Круглый, как …
Мягкий, как …
Белый, как …
Пушистый, как …
Хрупкий, как …
Воспитатель:
Вот какие удивительные цветы!
Подвижная игра «Весенний венок»
Дети делают круг и выполняют движения в соответствие с текстом
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Я - подснежник, я - вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре-
Раздвигайте круг по шире.
Солнышко весной взошло высоко,
Лучи раскинув широко,
Гладит ласково листочки и цветы,
Золотит нам щечки и носы.
Мы захлопаем в ладоши
Очень рады солнышку!
Заключительная часть.
Воспитатель:
Ребята, почему нельзя рвать первоцветы?
Ответы детей: (в природе осталось очень мало, когда сорвешь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут)
Воспитатель:
Если нельзя рвать первоцветы, что можно делать?
Ответы детей: ( можно: смотреть, нюхать и любоваться!
Воспитатель:
Что мы можем сделать, чтобы сохранить первоцветы?
Ответы детей.
Выступление родителей:
Цветы – первоцветы занесены в Красную книгу
В России подснежниками называют любые ранние весенние цветы. Они могут быть голубыми, желтыми, белыми. Трепетные медуница и вереница, мохнатые хохлатки, пролески и перелеска. Все эти и еще многие другие растения в народе любовно называют подснежниками. Иногда думается, что выросли они и зацвели ранней весной специально, чтобы украсить, еще не очень приветливые леса и доставить радость людям. И тем обиднее, что люди не ценят этого. Первоцветы не стоят в воде - они моментально вянут. А главное - ведь люди губят красоту!
Стихи читают дети подготовительной группы:
1 стихотворение:
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял
И завял,
А сколько бы он
На лугу простоял.
2 стихотворение:
Если ты сорвёшь цветок
Если все: И я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и цветы
И не будет красоты.
3 стихотворение:
Я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца - отрада,
Украшенье родимой земли.
Итог
Воспитатель:
Ребята, глядя на ваши добрые лица, мы уверены, что вы не обидите, не погубите цветы, а всегда будете им добрыми друзьями. Первоцветы – самые замечательные, самые красивые цветы. Поэты пишут о них стихи, художники рисуют картины, фотографы делают изумительные снимки, композиторы сочиняют волшебную музыку. Будем всегда для них добрыми друзьями!
Стихи читают дети:
1 ребенок:
Но мы с вами - Друзья Природы и никогда
Мы не будем рвать цветы -
Это капли красоты!
Пусть они растут, цветут,
Радость нам они несут!
2 ребенок:
Я сорвал цветок, и он завял,
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к природе
Можно только сердцем.
Берегите первоцветы, весны первые приметы!
Не рвите цветы! Не рвите! Пусть будет нарядной Земля!
Литература
1. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова Коспекты занятий в старшей группе детского сада Экология Практическое пособие для воспитателей ДОУ - ТЦ «Учитель» Воронеж 2004
2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.
Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаи-
ка-Синтез, 2006.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М. : Про-
свещение, 1987.
4. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников». М. : «Вако» 2007.
5. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в
старшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
6. В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Мирошкина Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников. Методическое пособие Часть2 - Центр педагогического образования Москва 2009
7. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А.
Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Мо-
заика-Синтез, 2007.
8. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных эко-
логических представлений в старшей группе детского сада. - М. : Мозаика-
Синтез, 2010.
9. В. А. Шишкина «Прогулки в природу». М. : «Просвещение» 2002