Папки-передвижки

Эффективность воспитателя-путь к личностному развитию ребенка

Инна Вэнго
Эффективность воспитателя-путь к личностному развитию ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая деятельность – это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания детей в решающей степени зависит от личности воспитателя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Важными критериями эффективности воспитательной деятельности является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, которая строится на основе его положительной самооценки, которую можно считать главным критерием эффективности воспитательной деятельности.

Публикация «Эффективность воспитателя-путь к личностному развитию ребенка» размещена в разделах

Проблема развития воспитания, несомненно, заслуживает самого пристального рассмотрения, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету - о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения.

Важнейшим приоритетом воспитательной деятельности педагога в современной школе является личностный характер общения педагога с ребенком. Основными функциями воспитательной деятельности являются: понимание ребенка, помощь ребенку и его поддержка в процессе развития, защита интересов ребенка, мягкое не директивное управление процессом развития личности ребенка, культурное влияние, облегчение процесса личностного роста, организация разнообразной деятельности детей.

Воспитатель и воспитанник - две основные фигуры. Личности, чьи взаимоотношения непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества. И чем выше авторитет воспитателя, чем важнее для воспитанников справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово.

Что отличает воспитательную деятельность от других видов педагогической деятельности? Прежде всего, это деятельность духовно-практическая. Ее специфика в том, что она одновременно обращена к миру предметному, внешнему и к внутренней, духовной сфере человеческой жизни.

Воспитательная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий успешного развития личности ребенка. Многогранные перемены, происходящие в нашей жизни, в том числе и в жизни школы, на одно из первых мест выдвигают проблемы формирования личности, ее воспитанности, следовательно, первостепенное значение приобретает вопрос личностного развития ребёнка как результат эффективности воспитательной деятельности. В нашей школе обучаются дети коренных народов Севера, имеет особенность следующие специфические моменты:

- процесс обучения и воспитания наших детей происходит в условиях иноязычной языковой деятельности. Мы имеем три категории детей - дети из тундры, где общение идёт на родном языке; - дети из посёлка, где в семье общаются на русском языке, в сочетании с родным языком; дети из семей со смешанным браком.

Приезжая из тундры, дети находятся под нашим воспитательным и образовательным воздействием короткий период — один учебный год (в большинстве своём, причём, первая четверть – это период адаптации, с последующим созданием группового и школьного коллектива.

В процессе работы мы встречаем сложности:

-отсутствие влияния семьи, как фактора совместной воспитательной работы - школа, семья, социум;

-влияние состояния здоровья наших воспитанников на психофизическое состояние личности и поведение данной личности, как фактор отрицательного примера для других детей (есть дети, подающие плохой пример остальным).

-наследственный фактор, отрицательно влияющий на развитие личности ребёнка;

- различный уровень требовательности учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования к нашим воспитанникам.

Процессы обучения и воспитания направлены на формирование личности каждого ребенка, коррекцию недостатков его развития, создающие предпосылки для социальной адаптации. В виде активного приспособления к условиям социальной среды при помощи усвоения и принятия определенных целей, ценностей, а также норм, правил и общепринятых способов поведения, является основой для личного и социального благополучия.

Но так как человек - существо социальное, то и воспитывать его нужно в социуме класса, школы, посёлка и т. д. Проблемные дети, по моему опыту, быстрее расстаются со своими проблемами, легче справляются с ними, если у них есть позитивные примеры в исполнении их сверстников. Именно поэтому педагогика сотрудничества, коллективные творческие дела безотказно помогают в решении многих вопросов в воспитании проблемных детей.

Воспитательная работа в нашей группе (семье) начинается с ознакомления и изучения личных дел вновь прибывших детей, состояния здоровья, характеристики и семейно-бытовых условий. При изучении личности ребенка также помогает наблюдение за ребенком в различных видах его деятельности, беседы в доверительной обстановке с четко определенной целью и анализ результатов деятельности ребенка. Знание диагноза, изучение семейно-бытовых условий помогает воспитателю лучше понять психическое состояние и особенности поведения воспитанника, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при воспитании.

Используем национальные традиции в работе. Данная система воспитания является одним из важнейших факторов реализации концепции развития национальной школы и решения проблем социализации детей коренной национальности.

Актуализация традиций этнопедагогики, активное их использование в воспитательном процессе – это необходимое условие для сохранения и выживания коренных народов Севера, подъёме национального самосознания, возрождение национальной культуры, воспитания у молодёжи чувства гармонии с природой и любви к своей родной земле.

Зная прошлое, только в сравнении с ним можно глубоко и полно понять нынешнее состояние детей. Человек должен иметь неразрывную связь с прошлым, должен ощущать себя чьим-то потомком. С воспитанниками проводились такие мероприятия, как: «Экологический календарь ненцев», «Узорная письменность», «Конкурс краеведов», «Этнопедагогическая роль игр и игрушек народов Севера в организации досуга воспитанников интерната», «Природа и человек» и многое другое. В своей педагогической деятельности мы часто обращаемся к фольклору народов крайнего Севера при проведении различных мероприятий : пословицы, песни, сказки. Под их воздействием вырабатываются навыки, привычки.

Проводимые занятия расширяют кругозор воспитанников, здесь они узнают о своих национальных традициях, совершенствуют речь, закрепляют практические навыки. Жизнедеятельность в интернате организована так, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах деятельности : от самообслуживания до творческой деятельности. Особое место в овладении трудовыми навыками занимает профессиональная ориентация и профессиональная подготовка воспитанников, покидающих интернат.

В основе воспитательной работы лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям. Целостное представление об окружающем мире воспитанников получают через переживание особых традиционных моментов школьной жизни, позволяющее формировать развитую личность.

Воспитатели группы уделяют большое внимание индивидуальной работе с воспитанниками, организуют для своих детей экскурсии, походы и т. п. Вся эта работа способствует улучшению микроклимата в группе - семье, решению многих повседневных проблем.

Занятия в мероприятиях по внеурочной воспитательной деятельности позволяют удовлетворить потребности детей в познании своей национальной культуры. Были подготовлены и проведены интересные тематические вечера, концерты, спортивные соревнования, акции, операции. Воспитанники наши принимали участие в районных мероприятиях, становились победителями различных конкурсов и соревнований.

Публикации по теме:

Организация методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс Организация методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс Процессы демократизации в системе образования,.

Профессиональное мастерство педагога. Консультация для молодых специалистов Консультация для молодых специалистов Профессиональное мастерство «. Особенность искусства воспитания заключается в том, что всем оно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективность воспитателя-путь к личностному развитию ребенка
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 06:38
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективность воспитателя-путь к личностному развитию ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Инна Вэнго (УИ 313106) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД