Елена Александровна Парфенюк
Профессиональное мастерство педагога. Консультация для молодых специалистов
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для молодых специалистов
Профессиональное мастерство
«. Особенность искусства воспитания заключается в том, что всем оно кажется понятным и знакомым, а некоторым даже очень лёгким. И чем меньше человек теоретически и практически знаком с искусством воспитания, тем больше это дело ему кажется лёгким. Очевидно, что воспитание от всех требует терпения, как думают некоторые - врождённых способностей и опыта, однако кроме терпеливости, способностей и опыта необходимы специальные знания.»
Публикация «Профессиональное мастерство педагога, Консультация для молодых специалистов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
К. Д. Ушинский
Как известно, решение проблем в области образования и воспитания в основном зависит от мастерства воспитателя. Достижение цели воспитания в новых политических, социально -экономических и культурных условиях, организация разнообразной деятельности учащихся, привитие им любознательности, нравственности, убеждённости, трудолюбия, словом -формирование совершенной личности -эти задачи возложены обществом на педагога. Естественно, решение этих задач требует от педагога как воспитателя большого мастерства.
Педагог осуществляет воспитание параллельно с обучением, поэтому он должен не только владеть новыми методами и средствами учебно-воспитательной работы, но и уметь распространять передовой опыт.
Важную роль в деле воспитания играют поиск нового, творчество и стремление к овладению секретами искусства воспитания, ведь внутренний и социальный мир детей, постоянно меняется.
Чтобы успешно воспитывать педагог должен обладать профессиональным мастерством.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя. Учителя-мастера выгодно отличает от других прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив
Педагогическое мастерство выражается в совершенном владении педагогом приёмами и методами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.
Воспитание - это двусторонний процесс, среди условий которого готовность отказаться от стереотипов или устаревающих знаний. Взрослеет и тот, кто воспитывает.
Быть воспитателем - значит всегда быть на высоте: иметь выдержку; используя голос, не использовать крика; безупречно выглядеть, а значит, овладеть искусством, прилично одеваться. Всегда осмысливать собственный опыт. Вопрос профессиональной пригодности : человек должен уметь не только увлекать людей, быть интересен, но и сам интересоваться теми, кого он обучает.
Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Уже на уровне бытового сознания люди понимают, что получение выпускником вуза диплома - это еще не признак его профессионализма. Многие помнят, что выпускника вуза еще не так давно называли «молодым специалистом» определяя, так образом, его статус. Считалось, что ему еще требуется определенное время, чтобы приобрести профессиональный опыт, а также соответствующая профессиональная среда, предоставляющая ему возможность сформироваться как профессионалу.
Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации - это необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.
Воспитательная деятельность связана с постоянным общением педагога с воспитанниками - это почётный, но сложный труд, требующий от воспитателя доброты, самопожертвования, полной отдачи своих сил
Искусство воспитания - один из сложных видов человеческой деятельности на протяжении тысячелетий. Наряду с требованием воспринимать человека таким, какой он есть, педагогика также требует помочь человеку развить его лучшие качества, способности и возможности.
Большую роль в воспитании играет также культура общения педагога.
Педагогическое общение носит творческий и индивидуальный характер, поэтому овладение мастерством педагогического общения во многом зависит от личности самого педагога. Таким образом, педагогическое общение, построенное на законах психологии и педагогики, и основанное на общественной активности, инициативе, самовоспитании и самообразовании, стремлении к сотрудничеству с воспитанниками, а также на желании их понять и создать реальные условия для их творческого развития будет способствовать педагогическому творчеству.
Педагогический такт является важнейшим компонентом профессионального мастерства педагога. Педагог должен быть прост в общении, но по словам А. С. Макаренко, простота не означает грубость, излишнюю откровенность. Педагогический такт требует от воспитателя творчества, умственной активности, особенного мастерства. Тактичный педагог с особой осторожностью использует различные методы и средства общения, в этом ему помогают такие личностные качества, как наблюдательность, доверие, осторожность, справедливость, терпение, самообладание и другие.