МАРИНА КОЧУКОВА
Эффективность использования наглядно-практических методов и игровых приемов на занятиях по развитию речи
▼ Скачать +Заказ
Эффективность использования наглядно-практических методов и игровых приемов на занятиях по развитию речи
Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.
Публикация «Эффективность использования наглядно-практических методов и игровых приемов на занятиях по развитию речи» размещена в разделах
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения детей был интересным, занимательным, развивающим. Одним из факторов, облегчающим процесс становления связной речи, по мнению Л. Эльконина – это наглядность.
Наглядные методы используются часто в детском саду. К ним можно отнести экскурсии, рассматривание натуральных предметов, игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по картинам. Наглядные методы направлены на накопление содержания речи, а также используются для закрепления словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.
Наглядность повышает интерес детей к знаниям и делает процесс обучения более легким. К. Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету».
В Детском саду наиболее ценными в отношении речевого развития ребенка являются занятия по развитию речи, где используется различный наглядный материал. Ребенку - дошкольнику показывают как предметные, так и сюжетные картины, которые являются ценным материалом для развития речи. Предлагая предметные картины, воспитатель ставит задачу обогатить представления ребенка наглядными образами, расширить активный словарь, научить видеть, показывать и называть детали изображенного предмета. Предлагая детям сюжетную картину, педагог учит их понимать сюжет, развивает умение слушать его пояснения и пояснения сверстников, высказываться по поводу изображенного. Рассматривание картин способствует накоплению у детей представлений об общественных, бытовых и природных явлениях; развивает интонационную выразительность речи и умение составлять по картине небольшой рассказ.
Для детей часто большую трудность представляет последовательное изложение речевого материала. В этом случае могут помочь Серии картинок, которые являются своеобразным планам, они помогают ребенку наглядно установить связь различных эпизодов, выделить главное в сюжете. Достоинством использования картин является также то, что они помогают постепенно преодолеть ошибки в построении предложений.
Очень интересным приемом наглядного метода, по моему мнению, является рисование.
Для дошкольника рисование - малоизведанный и привлекательный мир. Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими, хвастаются, узнают свои «произведения искусства» среди множества других и даже через длительное время. Детские рисунки можно использовать для составления картин, тем самым развивая речь дошкольника. Например, дети должны придумать рассказ «Елочка-кормушка». Но сначала воспитатель просит их нарисовать свои украшения для елки, чтобы они понравились разным животным и птицам. После этого дети составляют рассказ по своим рисункам.
Существует еще и такой прием как незавершенный рисунок, который незаменим для развития творческих способностей, как в рисовании, так и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т. д. Затем воспитатель вместе с ребенком рассматривает рисунок и обсуждает получившееся.
Дети дошкольного возраста часто испытывают затруднения в составлении описательных рассказов. В этом могут помочь карты-схемы, предложенные Т. А. Ткаченко (заслуженным логопедом, автор более 70 книг и развивающих пособий для детей). Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. Эти схемы можно использовать не только для развития связной речи, но и для развития воображения.
Кроме наглядных методов на занятиях по развитию речи используются и практические методы.
Цель этих методов — обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения. Они используются для решения всех речевых задач. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.
Ни для кого не секрет, что игра пронизывает все дошкольное детство ребенка. В своих работах Н. К. Крупская неоднократно подчеркивала: " Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания".
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.
Я хотела бы порекомендовать педагогам несколько игр для развития речи.
"Только веселые слова"
Игра проводится в кругу. Определяется тема игры. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова. Первый игрок произносит "Клоун", второй: "Радость", третий: "Смех"и т. д. Игра движется по кругу пока не иссякнут слова. Темы могут быть разные, например: только зеленые слова, только круглые и т. д.
Эта игра не только вызывает интерес у детей и развивает мышление, но и помогает обогатить словарный запас ребенка.
"Слова перевертыши"
Педагог и дети играют в паре (или дети между собой). Ведущий бросает мяч ребенку и произносит слово, допустим "Мокрый". Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Сухой".
Благодаря этой игре дети усваивают слова с противоположным значением – антонимами.
Для детей старшего дошкольного возраста можно усложнить эту игру. Находить "Антонимы в сказках и фильмах"
Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны угадать истинное название.
Например: "Зеленый платочек" (красная шапочка)
"Мышь в лаптях" (Кот в сапогах)
"Деревянный замочек" (Золотой ключик)
Знайка в Лунной деревне (Незнайка в Солнечном городе)
Рассказ о простой курочке (Сказка о золотой рыбке)
"Если вдруг"
Ребенку предлагается какая-либо ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения, например: Если на земле исчезнут:
-все пуговицы;
-все ножницы;
-все книги;
-все деревья и т. д.
Что произойдет?
Можно предложить ребенку другие ситуации, например: если бы у тебя была:
- ковер-самолет;
-волшебная палочка;
-живая вода;
-цветик-семицветик;
-сапоги-скороходы;
-шапка-невидимка и т. д.
Эти игры можно применять как на занятиях, так и в повседневной жизни.
В своей логопедической работе я также использую различные методы коррекции речевых расстройств: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Так, например, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов.
При нарушении звукопроизношении используются следующие наглядные пособия :
- различные виды логопедического лото;
- схема и картинки для артикуляционной гимнастики.
- игры для автоматизации звуков («Повтори слово столько раз, сколько точек на кубике»)
- игра «Домики» - индивидуальные карточки для определения места звука в слове.
Для преодоления нарушений лексико-грамматического строя речи, развития активного и пассивного словаря я использую такие игры, как:
• Игра «Времена года»;
• Игра «Кто что ест»;
• Различные виды тематических лото;
• Предметные и сюжетные картины для составления рассказов и пересказов;
• Муляжи фруктов и овощей и другие.
Известно, что мало поставить звук ребенку, важно его автоматизировать в речи. В своей работе я использую "Зашифрованные скороговорки".
Детям очень нравится рассказывать скороговорку по картинкам, её легко запомнить, так как известно, что у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление. Когда у ребенка задействованы многие анализаторы одновременно (зрительный, речедвигательный, слуховой, то процесс автоматизации проходит наиболее эффективно.
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что использование наглядных и игровых приемов облегчает усвоение материала, делает формирование речевых умений и навыков более конкретным, доступным и осознанным.