Татьяна Иосифовна Гаврилюк
Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей как основа нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей как основа нравственного воспитания дошкольников
Гаврилюк Татьяна Иосифовна
МБОУ прогимназия «Сезам» г. Сургут ХМАО-Югра
Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей, как основа нравственного воспитания дошкольников
Публикация «Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей как основа нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни, является взрослый. Ребенок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения.
Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого, к далекому. Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага. Поэтому, необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать. Все начинается с семьи.
Формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
В силу своей профессии педагоги обязаны позитивно влиять на развитие детей своей группы. Но их мастерство, советы, их мудрость должны быть искренне разделены и приняты родителями на основе сформированного доверия и продуктивного взаимодействия. Есть хорошая мудрость: «Мы разные, но мы вместе», которая, напоминает нам теперь о себе отовсюду. Она должна помочь осознать, что в этом и заключаются человеческие ценности. Педагоги должны оценить потенциал разных семей, разных людей, которые вовлечены в жизнь детей их группы. Узнать о нем можно только так, чтобы они сами захотели открыться воспитателям, рассказать, что для них важно, в чем они могут участвовать, что и когда они хотят и готовы делать для вас. Хорошо, если они задают вопросы о развитии своего ребенка, доверяя опыту и профессионализму воспитателей, их заинтересованности в развитии детей. Это и будет продуктивное сотрудничество с семьей в интересах детей, это будет вовлечение семьи, которого хочет от педагогов программа «Сообщество». Программа предлагает самые разные формы вовлечения семьи, которые должны, однако, исходить из определенных, в том числе, этических правил.
Прежде всего, изменяется ведущая роль педагога - воспитателя. Педагог выступает в роли гида, общаясь с детьми, задает им вопросы, постоянно ищет решения проблем вместе с родителями и сотрудниками, спрашивает родителей о ребенке, и вместе с ними оценивает их развитие, узнаёт цели и пожелания родителей в отношении ребёнка и его группе, и им объясняет и обосновывает свои предложения. Педагог чувствует, когда уместно искать другие ресурсы и направляет родителей к ним, старается вместе с родителями находить функциональную деятельность, подходящую детям по домашним условиям и расписанию. Готов не только преподавать, но и учиться у родителей.
Какова реальная польза от включения семей в образовательную работу с детьми в детском саду? И теория, и практика показывают, что вовлечение семьи приносит пользу и детям, и детскому саду, и прежде всего самим родителям: эмоциональная вовлеченность позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к детскому саду, помогающим другим, обновленными и готовыми к новым жизненным задачам. Физическая вовлеченность позволяет им формировать новые умения, забыть о беспокойствах, познакомиться с другими людьми, повеселиться и посмеяться, а непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям т. к. возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться вопросах развития детей, научиться некоторым "премудростям" работы с детьми и дома применять полученные навыки.
Наблюдения за своими детьми на фоне других детей позволяют им понять, что все дети разные, что не нужно сравнивать одних детей с другими, а надо видеть и оценивать развитие одного ребенка раньше и теперь.
Педагогически организованная практическая деятельность ребенка, окрашенная положительными чувствами, имеющая общественную направленность и осознанный характер, является основой нравственного воспитания. Таким образом, выстраивается закономерная цепь формирования гражданской идентичности в дошкольном возрасте : Моя семья - Мой дом - Детское сообщество – «Детский сад» – Мой край – Россия.
Для того, чтобы родители чувствовали себя желанными гостями в детском саду, требуется больше усилий, чем написание записки или однократное приглашение. А чтобы помочь им чувствовать себя нужными и полезными, мы заботимся о том, чтобы в группе присутствовала информация, подсказывающая, где и как заняться конкретным делом с пользой для детей и педагогов. Родителям предоставляется возможность права выбора центра и время выбора его посещения. В помощь родителям, в каждом центре прикрепляются «Памятки», где изложены конкретные дела и действия, которые родители могли бы там предпринимать.
Осознавая роль дома и семьи как среды, где начинается обучение и социальное развитие ребенка, педагог должен выстраивать мостики между детским садом и семьей, местным сообществом и способствовать постоянному двустороннему общению.
С учетом возрастных особенностей дошкольников формируется целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, понимание существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных ценностей дошкольниками, может стать прочным фундаментом для их последующего осмысления и формирования системы ценностей, стимулирующей мотивацию самосовершенствования к самоутверждению. Участие родителей в темах: Космос, народное творчество, Весна - изготовление скворечника
ника.