Вера Викторовна Дубинина
Взаимодействие воспитателей массовых и коррекционных групп в детском саду (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Задолго до начала развития инклюзивного образования в России в нашем детском саду уже шла работа по тесному сотрудничеству коррекционных и массовых групп. Не всегда эта работа шла гладко. Нелегко было донести до сознания коллег из массовых групп, что общение имеет огромное значение для формирования человеческой психики, ее развития и становления культурного поведения, в том числе и у детей с нарушением слуха. Каждый ребенок все свои человеческие качества приобретает почти исключительно через общение с другими людьми, так как вплоть до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самопознанию (рефлексии, самообразованию и самовоспитанию. И это касается всех детей без исключения.
Публикация «Взаимодействие воспитателей массовых и коррекционных групп в детском саду (из опыта работы)» размещена в разделах
Мы все должны понимать, что если человека нельзя вылечить, то помочь ему можно. Даже большой опыт работы наших коллег из массовых групп не всегда являлся залогом их понимания и желания идти нам навстречу.
- Они же глухие, они не поймут, что мы тут делаем. Как нам с ними общаться? – Да, но если сейчас они не попробуют делать что-то со всеми вместе, то они не смогут этого, может быть, никогда. Это обычная нить разговора между нами. А когда проходит время, воспитатели с восторгом и удивлением делятся своими успехами в совместной работе, чувствуют свою силу. Так что к началу эксперимента педагоги подошли уже с багажом знаний, с определённым опытом. Возникали сложности и с родителями слышащих детей. В ходе экспериментальной деятельности нами проводились анкетирование и родительские собрания. Результат, который немного шокировал нас не только как педагогов, но просто как людей, живущих в 21 веке, и направил нас на дополнительную работу по взаимодействию с семьями воспитанников.
Некоторые родители слышащих детей считали, что глухота - это заразная болезнь, и их дети могут заразиться в процессе общения. Другие имели твёрдое убеждение, что глухие и слабослышащие дети рождаются в семьях людей, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики или просто в неблагополучных семьях, имеющих низкий социальный статус. Третья группа родителей понимала, что в общении с глухими нет ничего плохого, но и ничего хорошего; по их мнению, если дети будут общаться между собой, - хорошо, если нет - и не надо. Группа родителей, понимающая проблему и с открытым сердцем идущая на контакт и готовая на помощь, сначала была невелика, но по прошествии трёх лет она значительно увеличилась благодаря работе, проводимой в детском саду. Этому способствовали
- совместные досуги и праздники (где у родителей была возможность познакомиться с детьми и их родителями);
- просветительская работа, проводимая воспитателями групп (консультации, беседы, фото-выставки и др.);
- межличностное общение родителей обеих групп;
- рассказы слышащих детей родителям, желание приходить в группу к друзьям и стремление к совместной творческой и игровой деятельности -и многие другие моменты позволили родителям слышащих детей увидеть глухих и слабослышащих в деятельности, что развеяло их опасения, и в результате возникло понимание того, что наши дети ничем не отличаются от остальных. Они так же нуждаются в дружбе, любви и заботе. Наши малыши ещё не знают, что они не такие, как все, и наше общее дело, чтобы между нами и дальше не было разделительной черты, которая заставляет одних чувствовать себя выше других. Ведь толерантность, в самом деле, это умение не обращать внимания на недостатки других людей,.
Работа эта благодарная и благородная, потому что она приносит удовлетворение для нас как для педагогов и просто людей, помогающих детям делать их первые шаги в общении в нашем непростом мире. Даже если опыт общения не всегда положителен, он все равно создаст тот фундамент, на котором будет строится их дальнейшая жизнь рядом с нами.