Зоя Немцану
Взаимодействие ДОУ с социумом
▼ Скачать + Заказать документы
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, необходимо управлять процессом социализации.
Публикация «Взаимодействие ДОУ с социумом» размещена в разделах
Ключевые слова: взаимодействие дошкольного учреждения с социумом, партнерство, сотрудничество, ознакомление детей с субъектами социальной сферы.
В условиях современного общества, когда педагоги дошкольного образования, руководствуясь требованиями ФГОС, особое внимание социализации подрастающего поколения. Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является овладение детьми достаточным количеством знаний о социальном мире, в котором они живут. Вследствие этого одной из актуальных задач, которые ставят перед собой педагоги дошкольного образования, становится решение вопроса о создании условий для приобретения детьми жизненно важных знаний, умений, раскрытия и развития детских интересов, природного творческого потенциала личности, формирования у ребенка социального опыта, освоение им различных социальных ролей.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом ее жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к образованию детей: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать педагогам, причем важно не только качество самих знаний, но и способов передачи информации. Способов, методов, возможностей масса, и один из которых- взаимодействие с другими организациями, с социальными партерами, так называемый «выход в свет». Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребенка в человеческое сообщество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. В сотрудничестве с окружающими людьми ребенок знакомится с социально приемлемыми формами поведения и учится сознательно их поддерживать.
Как помочь ребенку войти в окружающий мир? Мы считаем, что важно познакомить детей с объектами ближайшего окружения города, в котором они живут, научить ребенка свободно ориентироваться там, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться. И, что немаловажно, одновременно воспитывать любовь и бережное отношение к своей малой родине, формировать ценностное отношение детей к культуре, через посещение библиотек, музеев, выставок.
Начиная со средней группы, воспитатели знакомят детей с объектами, находящимися за пределами детского сада. Социум, окружающий детский сад, представлен учреждениями образования, здравоохранения, культуры, сферы услуг. Проводятся целевые прогулки на ближайшие улицы, в процессе которых дети усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают общественные здания и жилые дома. Родители дошкольников оказывают помощь при подготовке продолжительных экскурсий и целевых прогулок, сопровождают группу детей. По темам прогулок и экскурсий в дошкольном учреждении организуются фотовыставки, открытые обобщающие занятия и досуговые мероприятия, создаются альбомы, макеты.
В старшем дошкольном возрасте главными объектами ознакомления с социумом города становятся школа, музей, библиотека. Детский сад активно взаимодействует с общеобразовательными школами, проводя совместные мероприятия, целевые посещения, экскурсии для дошкольников.
Каждое занятие имеет три этапа:
1. Подготовительный, в котором воспитатели проводят подготовительную работу с детьми в группе.
2. Информационный - это само мероприятие, которое планирует и проводит педагог;
3. Рефлексирующий - закрепление материала воспитателем с детьми в группе, присвоение ценностей, полученных в процессе первых двух этапов.
Последний этап очень важен в данной работе, так как позволяет ребенку принять и ввести в свою жизнь полученный социальный опыт. Основными формами на данном этапе являются беседы, игры-путешествия, развлечения, экскурсии, викторины, КВНы, сюжетно-ролевые и дидактические игры. В основу всех форм работы положен прием максимального и всестороннего погружения детей в тему. Большое значение уделяется продуктивной детской деятельности: создаются коллажи, альбомы, детские книжки, словари, сочиняются сказки, рассказы, изготовляются макеты и др.
С целью закрепления полученных знаний также организуются специальные занятия-презентации полученных знаний в процессе реализации проекта, сюжетно-ролевые игры, развлечения, викторины, КВНы, и т. п. Основываясь на том, что ведущий вид детской деятельности на дошкольном этапе — образования- это игра, оснащается особая развивающая среда и организуются сюжетно-ролевые игры.
Приоритетным направлением сотрудничества является: создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольном детства; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, творческого потенциала, воспитанников, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
— Сотрудничество с библиотекой «Созвездие» города Якутска. Ежегодно посещаем открытые дни в библиотеке, тематические выставки, совместные мероприятия и развлечения: «Праздник книги», «Русские народные сказки», «День журавля».
— Сотрудничество с Гагаринским образовательным округом г. Якутска. Принимаем активное участие во всех проводимых мероприятиях округа: конкурс рисунков, конкурс юных чтецов, подделок, поздравление чествование ветеранов, благотворительные акции и. т. д.
— Сотрудничество с МОБУ СОШ №24,30, 38 г. Якутска в рамках преемственности детского сада и школы. Проводятся такие мероприятия как: консультация учителей, выступления на родительских собраниях, совместные праздники и развлечения детей детского сада и первого класса: «Веселые старты», «Юный чтец». Организация кружковой деятельности «Букваренок» учителями МОБУ СОШ № 30.
— Сотрудничество с детским отделением Городской поликлиники № 2 г. Якутска. Проводятся ежегодный медосмотр детей к школе, мониторинг состояния здоровья детей, принимаем участие в конкурсах рисунков, плакатов и т. д.
— Сотрудничество с управлением образования Окружной администрации г. Якутска. Посещаем и участвуем в городских мероприятиях спортивного, культурного, интеллектуального, творческого, музыкального характера (по плану УО).
Развитие социальных связей детского сада с общественными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка.