Светлана Архипова
Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Семья является первичной средой, которая способствует формированию экономической культуры, экономического сознания, в которой ребенок овладевает экономическими понятиями, познает социальные экономические ценности и формирует собственный экономический опыт.
Именно в семье дети получают первоначальное экономическое образование и первый опыт экономической социализации. Атмосфера семейной экономики, поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам, к любым ценностям усваиваются детьми особенно прочно.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
В отличие от экономического воспитания в дошкольном учреждении, семейное воспитание индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку.
По данным результатам анкетирования родителей воспитанников я могу сделать вывод о том, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, но на практике не все содействуют приобщению детей к миру финансов.
Так, например, большинство опрошенных мною родителей – 75%, считает, что необходимо знакомить дошкольников с экономикой, рассказывать о деньгах. И всего лишь 25% родителей считают, что нужно знакомить детей с финансовой грамотности в образовательных учреждениях.
Безусловно, у нас есть родители, которые хотят, чтобы их дети были более подготовлены к взрослой жизни и стараются давать детям знания в этой области: они доверяют им настоящие деньги, обсуждают пользу рекламы, вместе с ребенком посещают магазины, привлекают его к процессу купли-продажи.
У многих опрошенных родителей, виден недостаточный уровень финансовой грамотности, что мешает им прививать детям правильные навыки, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.
Финансовая грамотность – это важно, и в ходе образовательной деятельности мы воспитываем у дошкольников ценностное отношение к труду, к его результатам, дети знакомятся со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями : деньги, труд, цена, и этическими: честность, щедрость, экономность. Но поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам усваиваются детьми особенно прочно. Поэтому воспитателю чрезвычайно важно при изучении темы не касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи.
Данная работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Только объединение двух форм экономического воспитания : дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области их экономического воспитания.
При планировании работы по взаимодействию детского сада и семьями воспитанников в этом направлении, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Способствовать стимулированию мотивации родительской активности.
2. Способствовать формированию у родителей практических навыков через активные формы взаимодействия.
3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов.
4. Организовать совместную деятельность по созданию условий для становления финансовой грамотности ребенка-дошкольника.
При работе с родителями я ставлю перед ними следующие цели, познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:
- кто и как зарабатывает деньги в семье,
- как формируется семейный бюджет,
-как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое,
- как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок,
- как научиться экономить деньги.
Тесный контакт между семьей и педагогами помогает выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
В процессе организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности я старалась обеспечить педагогическую поддержку семьи. А именно: организовать совместную деятельность, направленную на развитие у родителей уверенности в успешности воспитательной деятельности. Это реализовалось через:
- информационные формы взаимодействия. Мною были разработаны буклеты по финансовой грамотности. Родители с большим интересом ознакомились с ними. Памятки которые позволяют впоследствии ощущать себя максимально комфортно при взаимодействии с деньгами. Так же для родителей были подготовлены рекомендации по воспитанию финансовой грамотности. В которых были изложены советы как воспитать ответственность за финансовые траты. Приучать ребенка к труду. Учить его благотворительности. Повышать финансовую грамотность в семье в развлекательной форме играя в настольные игры. Была подобрана интересная информация на стенд для родителей.
- Была предусмотрена практическая творческая работа по изготовлению кошельков «Мой чудо кошелек». Все кошельки получились необыкновенными и уникальными. Дети с большим удовольствием играли с ними в сюжетно – ролевые игры. Мы провели интернет конкурс «Мой чудо кошелек» в котором приняли активное участие все родители.
Также содействовали повышению компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности дошкольников :
- с помощью аналитических форм взаимодействия, таких как, личные беседы, анализ мнений и запросов;
Промежуточный результат по данному направлению показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи может дать хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию дошкольников.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны действовать «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блискавка, Е. А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. А. Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.
2. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста. Учебное пособие/авт. -сост. Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мерещекова. – М. :2007. – 301 с.
3. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебник для академического бакалавриата /авт. -сост. О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. 2-е изд. – М. : Юрайт,2017. – 219 с.
4. Пушкарь, А. Е. Дети и деньги. / А. Е. Пушкарь. – М. : Известие, 2008. – 320 с.
5. Детское образование. https://www.maam.ru/obrazovanie/detskie-igry Дата обращения 03.04.2020.
6. https://ds3nkz.edu.yar.ru/lichnie_stranitsi_pedagogov/stranitsa_vospitatelya_askerovoy_aidi_usmanovni/ya___vospitatel/metodicheskaya_tema.html, Дата обращения 11.06.2020.