Ольга Колесникова
ФГОС деятельность «Детское экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Цели:
• Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
• Развитие словаря
• Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
• Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Задачи:
• Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
• Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
Публикация «ФГОС деятельность „Детское экспериментирование“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
• Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
• Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
Формирование представлений у детей
• О материалах: песок, глина, вода, материал, камни и т. д.
• О мире растений: выращивание из семян, луковиц, листа.
• О природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т. д.
• Человек (функционирование организма) В зависимости от возраста детей все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные).
В нашем детском саду «Фонтанчик» в соответствии с ФГОС экспериментальная деятельность идет со 2-ой младшей группы. На каждую группу разработан перспективный план. Согласно циклограмме 1 раз в неделю по плану проходят опыты и эксперименты.
В каждой группе детского сада созданы уголки экспериментирования, которые включают оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов:
специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки,
природный материал (камешки, песок, глина, различные семена и т. п,
утилизированный материал (скрепки, нитки, проволока)
прочие материалы - лупы, термометры…
Работу по экспериментированию я веду в трех направлениях: с детьми, родителями, воспитателями.
1. Работа с детьми:
1.1. конспекты НОД с элементами экспериментирования
1.2. перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов
1.3. диагностику детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности
1.4. картотеку опытов и экспериментов
2 Работа с родителями:
2.1. консультации для родителей по данной теме
2.2. памятки
3 Работа с воспитателями:
3.1. консультации
3.2. беседы, мастер класс на педсовете.
Приоритетным направлением в моей работе является формирование у детей элементарных представлений об окружающей действительности.
Дети получают удовольствие от опытов и экспериментов, при их проведении дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов. Каждый опыт побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Хочу представить вашему вниманию некоторые опыты, которые мы проводим с детьми.
Во второй младшей группе дети знакомятся со свойствами песка.
Игры с водой доставляют детям большое удовольствие. Дети узнают, что одни предметы в воде тонут, а другие нет.
В средней группе продолжается изучение свойства воды. На занятии «Царица водица» детям предлагается узнать имеет ли вода цвет, вкус, запах.
В старшей группе дети продолжают знакомиться со свойствами воздуха
Ребятам предлагается ответить на вопрос: можно ли увидеть, почувствовать, потрогать невидимку? Предложены модели (глаз, ухо, нос)
Погрузив в воду две резиновые игрушки, дети делают вывод, что не тонет та игрушка, в которой находится воздух. Значит воздух легче воды.
Детям нравится рисовать воздухом. Этот вид нетрадиционного рисования называется кляксографией.
Начиная со второй младщей группы дети учатся работать со схемами. Предлагается одна из многих.
По схеме мы с детьми заводим соленое тесто. Далее учатся раскатывать тесто и лепить «печенье к чаю».
После выпечки печенья дети начинают его раскрашивать.
Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, шишки различная крупа, пластиковые бутылки, обрезки дерева, листья и многое другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы в моей группе собраны в минилаборатории силами родителей (лупы, песочные часы, пробирки, воронки, пластиковые шприцы без игл, магниты, продукты: соль, сахар, чай, кофе). Это даёт возможность показать детям, как можно просеивать сыпучие вещества, очистить (профильтровать) воду, что лучше пропускает воду песок или глина, что тонет в воде и, что нет.
В группе помимо минилаборатории созданы и другие центры в которых присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности. Например, в центре «Юный художник» дети могут найти необходимые материалы и оборудование для смешивания различных цветов для получения нового цвета, создания нового способа рисования с помощью ватных палочек, свечи, восковых мелков, поролоновых губок и т. д.
В работе с детьми я учитываю следующие основные правила проведения экспериментов :
1. Установить цель эксперимента : для чего мы проводим опыт.
2. Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
3. Обсудить весь процесс эксперимента : как мы будем действовать, по модели, алгоритму или рисунку проговорить все шаги опыта.
4. Подвести итог эксперимента (делаем вывод) : что получилось, произошло. Установить соответствие с реальными явлениями, происходящими в природе.
Опытная и исследовательская деятельность дает возможность для всестороннего развития детей: развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас. И, наверное, самое главное готовит детей к жизни, где уже имеющиеся знания они могут применить на практике.