Марина Хахина
Секреты успешной работы с родителями в ДОУ
▼ Скачать
«Секреты успешной работы с родителями в ДОУ»
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Василий Александрович Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в работу.
Публикация «Секреты успешной работы с родителями в ДОУ» размещена в разделах
Формы работы с родителями условно можно разделить на четыре группы:
• информационно – аналитические,
• познавательные,
• наглядно – информационные,
• досуговые (совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях).
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Наиболее эффективными формами совместной деятельности детей и взрослых, являются:
*Тематические встречи и семинары-практикумы.
При их планировании и проведении стараюсь свести к минимуму лекционную форму преподнесения информации родителям, предполагалось сообщение незначительного объема информации в устной форме. Такие практические мероприятия в большей степени помогают приобрести участникам живой опыт, у родителей возникает возможность фактически немедленно проанализировать и применить на деле полученные знания и умения. Конечно, подобные мероприятия требуют большой, достаточно сложной и тщательной подготовки. Оформляются презентации, выставки, консультационный материал для родителей в виде буклетов и памяток, к оформлению пригласительных билетов на мероприятие привлекаются и дети. Особенно родителям нравится : аудиозаписи высказывания детей, слайд-шоу с фотографиями детей, видео.
*Совместные досуги, праздники.
Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы.
В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Подобные мероприятия, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
*Домашние задания (индивидуальные и групповые, даются родителям).
Домашние задания позволяют дать родителям конкретные советы по общению с детьми, дать родителям конкретное содержание для общения с детьми (например, решить вместе с ребенком кроссворд; разучить стихи или загадки о природе; изготовить кормушку для птиц – групповые задания).
*Встречи с интересными людьми («Гость группы»).
Приглашаем родителей в детский сад с целью рассказать детям о своей профессии, своих достижениях, своем хобби, показывая свои умения и навыки и т. д. Привлечение родителей, других членов семьи к работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей! Я сама была «гостем» в нашем детском саду, в группе у своего сына. С каким уважением, любовью и благодарностью смотрел он на меня во время рассказа. Многие родители стесняются выступать перед детской аудиторией, тогда я, в целях мотивации, рассказываю им о своих пережитых положительных эмоциях и это работает!
В прошлом году было проблематично организовать встречи из-за сложившейся эпидемиологической обстановки. В этом году планируются такие встречи с детьми.
* Выставки совместных работ детей и родителей.
Совместную деятельность детей и взрослых можно организовать и через организацию разнообразных выставок творческих работ.
Творческие задания раскрывают потенциал родителей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха. Выставки работ родителей, изготовленных вместе с детьми, участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, самое вкусное блюдо не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах.
Я пришла к выводу, что совместная с родителями проектная деятельность дает возможность охватить все виды деятельности. Так, например, работа «Мой герой» ко дню Победы сформировала родительскую активность и сопричастность к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
В группе работает «Почта доверия», родители могут задать вопросы, касающие воспитания детей, оставлять письма со своими идеями и предложениями в специальном почтовом ящичке.
Наряду с традиционными формами организации эффективного семьи в ДОУ в современном обществе актуальны инновационные интерактивные формы на основе использования компьютерных технологий. Исходя из этого, нами, воспитателями, была создана страничка группы в сети Интернет на сайте «В Контакте». Идея создания данной группы была встречена родителями с большим интересом. В группе содержится информация о событиях, праздниках, новостях группы, выставлена информация о тематических неделях; о игровых и режимных моментах детей, так же фотоотчеты со совместной деятельности с детьми. Преимущества данной формы работы – это возможность родителей узнавать конкретную информацию о деятельности группы быстро и своевременно. Использование странички группы позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.
Хотелось бы сказать еще об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и родители. Необходимо помнить об этом, и мы всегда благодарим родителей за их работу (помещаем слова благодарности в групповых уголках, вручаем грамоты, дипломы, благодарим за участие в сообществе группы в интернете).
Я стараюсь видеть в развитии всех детей, прежде всего, положительные стороны, создавать условия для их проявления и привлекать к ним внимание родителей. Не жалуюсь на ребёнка, тактично сообщаю родителям о плохом поведении. Например, «Сегодня Ваня меня очень порадовал, он съел весь суп, хорошо занимался, но как то так получилось, я на это обратила внимание, что он часто пытается ударить Петю и иногда даже ударяет, я думаю все наладиться и все придёт в норму».
Взаимодействие родителей и воспитателей редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить, оберегать своих близких.