Наталья Азоркина
Из опыта работы по реализации проекта «Хлеб всему голова»
Выступление на семинаре «Презентация
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по реализации проекта «Хлеб всему голова». Данный проект реализуется мной в течении трех лет с детьми начиная со средней группы. Работа над проектом еще не закончена, но предварительные результаты уже можно представить.
Публикация «Из опыта работы по реализации проекта „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Идея взять данную тему в качестве проектной деятельности появилась внезапно. Работая со своими детьми я заметила, что они очень небрежно относятся к хлебу, могут бросить кусок и не поднять, накрошить его на стол, кидаться друг в друга кусочками хлеба. А нас с детских лет учили бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству. Так возникло желание показать детям значимость хлеба для человека, его путь к нашему столу, воспитать бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Образовательные:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
• развивать познавательно-исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями.
Участники проекта : воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Вид проекта : экологический, познавательно-исследовательский.
Для реализации задач данного проекта были проведены беседы: «Как на наш стол хлеб пришел»; «Кто такой хлебороб», «Хлеб всему голова!»; «Какой бывает хлеб»; «Как испечь хлеб в домашних условиях»; «Хлеб – наше богатство!».
Вместе с детьми рассматривали серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба».
Составляли рассказы по иллюстрации «Как выращивают хлеб»; Рассматривание картины И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С. А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».
Смотрели обучающие фильмы: «История про хлеб»; «По секрету всему свету. Как получается хлеб»; «Как печется хлеб!».
Смотрели мультфильмы: «Золотые колосья» белорусская сказка; «История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена; «Колобок» русская народная сказка; «Хлеб» белорусская сказка; «Чудо – мельница!» русская народная сказка.
Знакомились с профессиями: Агроном; Комбайнер; Пекарь; Кондитер; Продавец.
Проводили исследовательскую работу : рассматривали и сравнивали зерна при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса). Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;
Проводили опытно – экспериментальную работу : превращение зерна в муку (ступка, кофемолка). Выращивали семена (ржи, пшеницы, ячменя, овса). Замешивали тесто и выпекали хлеб (с помощью родителей).
Читали художественную литературу о хлебе :
• Народные сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Колобок»
• В. Дацкевич «От зерна до каравая»;
• К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»;
• В. Ремизов «Хлебный голос»;
• Я. Аким «Хлеб»;
• Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;
• Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
• И. Токмакова «Что такое хлеб»;
• Н. Самкова «О хлебе»;
• П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;
• Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.
Играли в сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Магазин»; «Булочная»; «Кулинария». Дидактические игры: «Назови профессию»; «Что, где растет»; «Что из какой муки испекли?»; «Четвертый лишний»; «От зерна до каравая»; «Что сначала, что потом»; «Превращения»; «Чудесный мешочек»; «А какой он, хлеб?»; «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; «Угадай на вкус»; «Угадай на ощупь»; «Из чего сварили кашу?»; «Как превратить муку в тесто?»; «Назови ласково».
Лепили из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевой игры «Булочная»; лепили «Колосок» (из макаронных изделий); рисовали хлебные поля.
Вместе с детьми изготовили лэпбук «Хлеб всему голова!».
Дети совместно с родителями делали книжки-малышки, придумывали авторские сказки.
Проводили НОД: «Откуда к нам приходит хлеб?»; «Хлеб – всему голова».
В группе создали мини-музей «От зерна до каравая».
Большое внимание было уделено работе с родителями. При поддержке и помощи родителей были проведены: викторина «Умники и умницы», чаепитие с семьями «Домашняя выпечка к чаю», выпуск стенгазеты «Хлеб – наше богатство!», домашнее задание «Я люблю готовить тесто – это жутко интересно», конкурс «Мамина выпечка».
Работа над проектом еще не закончена. В следующем году мы планируем провести конкурс чтецов «Золотой колосок», экскурсию в булочную и на хлебозавод, итоговое развлечение «Хлеб - всему голова!». Для родителей планируем провести родительскую гостиную «Как испечь хлеб в домашних условиях», тематические выставки рисунков и поделок «О хлебе».
Список используемой литературы:
1. Емельянова, Э. Л. Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г.
2. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М. : Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
3. Шорыгина, Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.