Наталья Азоркина
Из опыта работы по реализации проекта «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на семинаре «Презентация
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по реализации проекта «Хлеб всему голова». Данный проект реализуется мной в течении трех лет с детьми начиная со средней группы. Работа над проектом еще не закончена, но предварительные результаты уже можно представить.
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Идея взять данную тему в качестве проектной деятельности появилась внезапно. Работая со своими детьми я заметила, что они очень небрежно относятся к хлебу, могут бросить кусок и не поднять, накрошить его на стол, кидаться друг в друга кусочками хлеба. А нас с детских лет учили бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству. Так возникло желание показать детям значимость хлеба для человека, его путь к нашему столу, воспитать бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Образовательные:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
• развивать познавательно-исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями.
Участники проекта : воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Вид проекта : экологический, познавательно-исследовательский.
Для реализации задач данного проекта были проведены беседы: «Как на наш стол хлеб пришел»; «Кто такой хлебороб», «Хлеб всему голова!»; «Какой бывает хлеб»; «Как испечь хлеб в домашних условиях»; «Хлеб – наше богатство!».
Вместе с детьми рассматривали серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба».
Составляли рассказы по иллюстрации «Как выращивают хлеб»; Рассматривание картины И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С. А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».
Смотрели обучающие фильмы: «История про хлеб»; «По секрету всему свету. Как получается хлеб»; «Как печется хлеб!».
Смотрели мультфильмы: «Золотые колосья» белорусская сказка; «История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена; «Колобок» русская народная сказка; «Хлеб» белорусская сказка; «Чудо – мельница!» русская народная сказка.
Знакомились с профессиями: Агроном; Комбайнер; Пекарь; Кондитер; Продавец.
Проводили исследовательскую работу : рассматривали и сравнивали зерна при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса). Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;
Проводили опытно – экспериментальную работу : превращение зерна в муку (ступка, кофемолка). Выращивали семена (ржи, пшеницы, ячменя, овса). Замешивали тесто и выпекали хлеб (с помощью родителей).
Читали художественную литературу о хлебе :
• Народные сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Колобок»
• В. Дацкевич «От зерна до каравая»;
• К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»;
• В. Ремизов «Хлебный голос»;
• Я. Аким «Хлеб»;
• Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;
• Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
• И. Токмакова «Что такое хлеб»;
• Н. Самкова «О хлебе»;
• П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;
• Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.
Играли в сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Магазин»; «Булочная»; «Кулинария». Дидактические игры: «Назови профессию»; «Что, где растет»; «Что из какой муки испекли?»; «Четвертый лишний»; «От зерна до каравая»; «Что сначала, что потом»; «Превращения»; «Чудесный мешочек»; «А какой он, хлеб?»; «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; «Угадай на вкус»; «Угадай на ощупь»; «Из чего сварили кашу?»; «Как превратить муку в тесто?»; «Назови ласково».
Лепили из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевой игры «Булочная»; лепили «Колосок» (из макаронных изделий); рисовали хлебные поля.
Вместе с детьми изготовили лэпбук «Хлеб всему голова!».
Дети совместно с родителями делали книжки-малышки, придумывали авторские сказки.
Проводили НОД: «Откуда к нам приходит хлеб?»; «Хлеб – всему голова».
В группе создали мини-музей «От зерна до каравая».
Большое внимание было уделено работе с родителями. При поддержке и помощи родителей были проведены: викторина «Умники и умницы», чаепитие с семьями «Домашняя выпечка к чаю», выпуск стенгазеты «Хлеб – наше богатство!», домашнее задание «Я люблю готовить тесто – это жутко интересно», конкурс «Мамина выпечка».
Работа над проектом еще не закончена. В следующем году мы планируем провести конкурс чтецов «Золотой колосок», экскурсию в булочную и на хлебозавод, итоговое развлечение «Хлеб - всему голова!». Для родителей планируем провести родительскую гостиную «Как испечь хлеб в домашних условиях», тематические выставки рисунков и поделок «О хлебе».
Список используемой литературы:
1. Емельянова, Э. Л. Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г.
2. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М. : Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
3. Шорыгина, Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.