Наталья Кримзюк
Важные аспекты применения технологии сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников, в том числе детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Важные аспекты применения технологии сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ».
Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи: Продолжать знакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий сохранения и укрепления здоровья с целью повышения их профессиональной компетентности.
Развивать творческий потенциал педагогов.
Ход:
Педагог:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? (нет или да)
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь не откажетесь мне? (Нет)
И последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем наш семинар на тему: «Важные аспекты применения технологии сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста».
А для начала мы с вами проведём упражнение, которое называется “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).
На нашей площадке лежат воздушные шары, на столе лежат фломастеры и планшеты с бумагой. Прошу взять по шарику и планшету (педагоги берут и садятся на свои места).
Представьте, что ваш воздушный шар сейчас полетит над землей. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо, птицы поют. А теперь внимание! Напишите на листе бумаги 9 важных ценностей для Вас, которые Вы бы взяли с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь, настроение, любопытство, ответственность, искренность) (педагоги пишут и прикрепляют листы со словами к своему шарику). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 слова из списка. Но шар всё равно снижается и надо ещё сбросить некоторый балласт и вычеркнуть ещё 3 слова из списка. И наш шар полетел, полетел и вернул нас на то место, от которого мы отправились в путешествие (педагоги сели на свои места). Что вы оставили в списке? (Все зачитывают по кругу свои оставшиеся жизненные ценности, а ведущий записывает на бильярде их на доске, и если слова повторяются, то он ставит плюсы напротив каждого. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.).
И потому, как у нас на первом месте получается здоровье, прошу послушать притчу о здоровье человека.
Притча.
«Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?
Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребенке.
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Что же такое здоровье, уважаемые коллеги?
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная Организация Здравоохранения)
Как вы знаете, пришло время технологий, назначение которых - объединить педагогов, психологов, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление здоровья. Эти технологии носят название «здоровьесберегающие».
В настоящее время в деятельности ДОУ подобраны и успешно внедряются различные здоровьесберегающие технологии. Это какие, кто мне скажет? (технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни образовательных технологий, коррекционно-профилактические технологии).
А сейчас упражнение «Мозговой штурм».
Какие вы знаете технологии сохранения и стимулирования здоровья?
1. Подвижные и спортивные игры
2. Физкультурные минутки
3. Пальчиковая гимнастика
4. Дыхательная гимнастика
5. Гимнастика для глаз
5. Самомассаж
6. Точечный самомассаж
7. Закаливание (упражнения после дневного сна)
8. Динамические паузы.
Мы сегодня рассмотрим некоторые из них, которые я практикую в работе с детьми старшего дошкольного возраста по сохранению и стимулированию здоровья.
1. Массаж ладоней шестигранным карандашом (показ с детьми).
Во время занятий с детьми хорошо организовывать нетрадиционный массаж с помощью карандашей. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.
Грани карандаша активизируют нервные окончания и снимают напряжение. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие ребёнка, способствуют овладению тонкими движениями пальцев.
И начнём мы показ с участием детей.
Упражнение «Добывание огня».
Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.
Упражнение «Утюжок».
Толстый карандаш положить на стол, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.
Карандаш я покачу
вправо-влево – как хочу.
Упражнение «Скольжение»
Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, уперев острым концом в стол, перехватывая его пальцами.
По карандашу скольжу,
Съехать вниз скорей спешу.
Упражнение «Волчок».
Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и большим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами. Детям спасибо за участие в открытом мероприятии.
Упражнение «Вертолёт».
Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами. Пусть он вращается быстро, как винт вертолёта!
Отправляется в полёт
необычный вертолёт.
2. Гимнастика для глаз и шеи. Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение и осанка, мы должны на своих занятиях уделять достаточно времени гимнастике для снятия напряжения глаз, шеи и мышц плечевого пояса.
Упражнение «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо.
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а расслаблена».
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена!
А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
А расслаблена».
3. Дыхательная гимнастика.
Педагог: Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Эффект дыхательных упражнений возрастает, когда дети имитируют через дыхание различные явления, действия, например, ураган, лёгкий ветерок, работу пылесоса, велосипедного насоса, надувание
шариков.
Дыхательную гимнастику можно сочетать со звуковой гимнастикой.
– энергично произносить звуки «п-б», «п-б», «п-б» (для укрепления мышц губ, «т-д», «т-д», «т-д» (для укрепления мышц языка, «к-г», «к-г», «к-г» (для укрепления мышц полости глотки).
– слитно произносить с постепенным ускорением звуки «т-у-г-д-и-к», «т-у-г-д-и-к», «т-у-г-д-и-к», «т-у-г-д-и-к» (для укрепления мышц языка и полости гортани).
Я предлагаю упражнение, который можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста:
«Каша кипит» (жук жужжит, змея шипит и т. д.)
Сесть, одна рука на животе, другая – на груди. При втягивании живота сделать вдох, выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». С детьми проводится 3 – 4 раза.
4. Пальчиковая гимнастика
Педагог: проводится с группой детей ежедневно, два раза в день перед завтраком и обедом. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезны всем детям без исключения, особенно тем, у кого речевые проблемы.
Упражнение «Соки». Загибаем пальчик при произнесении названия каждого сока на одной, а затем на другой, начиная с мизинца:
На здоровье соки пейте,
Но ни капли не пролейте:
Апельсиновый, вишнёвый,
Виноградный, грушевый,
Абрикосовый, клубничный,
Вкус у каждого отличный!
Можно выпить сок томатный,
Он особенно приятный.
Сок моркови и граната
Так полезен вам, ребята!
(Показываем большой палец.)
5. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Так, в играх с элементами массажа происходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи. При этом ребёнок не замечает, что он работает с собственным телом, он увлечён игрой. Он подобен скульптору, который создаёт скульптуру по законам красоты. Массажируя определённые участки тела, ребёнок пребывает в полной уверенности, что творит нечто новое и прекрасное. В игре исподволь у него развивается внимательное, бережное отношение к своему телу.
Самомассаж проводится в игровой форме в виде динамической паузы на занятиях.
«Путешествие по телу». А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!
Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
Итог мастер- класса
- Уважаемые коллеги, я поделилась с вами вариативностью использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для сохранения и укрепления здоровья дошкольников старшего возраста. Я могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на здоровье моих воспитанников во всех смыслах этого слова, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это для меня самое главное.
И в завершении, я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку, прижав к своей груди вырезанное сердечко).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца, сказав несколько слов о том, что сегодня вам особенно понравилось и запомнилось.
А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и тёплые слова.
Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы Вы и ваши воспитанники! Спасибо за внимание!
Литература:
1. Подольская Е. И., Формы оздоровления детей 4 - 7 лет, Издательство «Учитель», 2008.
2. Крылова Н. И., Здоровьесберегающее пространство в ДОУ, Издательство «Учитель», 2008.
3. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель», 2009.
4. Горбатенко О. Ф., Кадраильская Т. А., Попова Г. П., Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель», 2007.
5. Арсеневская О. Н., Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду, Издательство «Учитель», 2009.
6. Тарасова Т. А., Власова Л. С., Я и мое здоровье. - М. : Школьная Пресса, 2008.
7. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
8. Егоров Б. Б. Оздоровительно-воспитательная технология «Здоровый дошкольник» /Б. Б. Егоров; художник С. А. Виноградова. – Москва; Самара: ООО «Научно-технический центр», 2020. – 196 с.