Наталья Антипина
Конфликты между детьми — причины и способы их разрешения
▼ Скачать + Заказать документы
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ
ТЕМА: Конфликты между детьми
(причины и способы их разрешения)
Важно понимать причины и истоки детских ссор в разном возрасте
• Например, двух- и трехлетние дети чаще всего ссорятся из-за неподеленных игрушек и разрушенных сооружений. Они еще не умеют выражать свои мысли и эмоции, поэтому часто прибегают к физической силе и плачут, чтобы привлечь внимание взрослых к своей беде.
Публикация «Конфликты между детьми — причины и способы их разрешения» размещена в разделах
• К возрасту 4-5 лет дети лучше изъясняются и могут находить общий язык, но одновременно возникают и споры. Очень часто конфликты возникают из-за нежелания совместно играть, когда один игрок отказывается потакать другому. Становясь старше, дошколята спорят из-за правил игры, ее сюжета и «обязанностей» своих персонажей.
• Ребята до 5-6 лет еще не осмысливают свои эмоции и желания, поэтому они так небрежно относятся к пожеланиям и предпочтениям окружающих. Дошколята не умеют ставить себя на место другого, не могут представить себе его переживания. Именно поэтому ребенок всегда до последнего будет отстаивать свое мнение, будет говорить, вместо того, чтобы послушать собеседника. Все это приводит к возникновению споров и ссор, когда играющие не могут найти правильную модель поведения в ситуациях, которые требуют совместной деятельности. Научить ребятишек конструктивно вести себя в условиях конфронтации должны родители.
Как правильно разрешать конфликты детей?
Иногда предупредить детскую конфронтацию проще, чем разрешить ее, но не всегда есть возможность распознать признаки назревающей ссоры. Поэтому воспитателям в детском саду и родителям важно выстроить правильную модель поведения на случай конфликта между детьми.
Если личные границы малыша нарушили, например, его кто-то толкнул или отобрал любимую игрушку, можно выступить в качестве третейского судьи. Попросить обидчика извиниться и вернуть отобранную вещь или найти взрослого, ответственного за драчуна.
В случае ссоры важно разобраться в причинах конфликта. Воспитатель или родитель должен попросить обоих деток объяснить свои эмоции и желания, чтобы они смогли понять причины поведения друг друга. Нужно задать спорщикам несколько вопросов, которые заставят их задуматься:
• Из-за чего произошел спор?
• Вы пытались разрешить конфликт между собой?
• Как можно было избежать ссоры?
• Что должен был сделать каждый из вас, чтобы получить желаемое не обижая друга?
• Как вы будете вести себя в следующий раз в подобной ситуации?
Важно учить детей правильно знакомиться, мирно играть и сосуществовать со сверстниками на примере сказок, мультфильмов, сюжетных игр. Чем раньше вы научите ребенка отстаивать свою позицию в споре, не оскорбляя и не обижая партнера, тем увереннее будет себя чувствовать ваш малыш.
В данном обзоре мы рассмотрели общие случаи конфликтных ситуаций среди детей. Если же ваш малыш стал участником драки в детском саду, почитайте статью, посвященную этой теме.
Ребенок дерется в садике, причины
• Он часто может просто не понимать, что драка — это плохо и относится к своему поведению неосознанно.
Малыш проверяет, что можно делать, а что нельзя, пытается понять почему такое поведение считается плохим. Если кроха вдруг решил продемонстрировать вам, как он умеет драться, нужно мягко и спокойно объяснить ему, что драка — это плохо, так можно обидеть кого-нибудь из близких — маму, папу или бабушку. Удары малыша, который не достиг и трех лет, больше похожи на легкие поглаживания, но все равно, необходимо отнестись к этому серьезно и объяснять, что это плохо и больно.
• Другая причина драки в детском саду может быть связана со строгим воспитанием и множеством запретов, которые мешают малышу тратить накопленную энергию и удовлетворять потребность в познании мира.
Для того, чтобы малыш был более спокойным, избегайте лишних запретов, помогайте познавать мир.
• Более старшие дети хотят привлечь к себе внимание.
Иногда так проявляет себя своеобразный крик о помощи. Не пытайтесь сразу же обвинять и стыдить своего малыша, особенно если раньше такого поведения не наблюдалось. Постарайтесь понять его, выслушать, если он может четко излагать свои мысли, понаблюдать. Причиной может быть конфликт с другими детьми или воспитателем. Нужно выяснить, является ли агрессия ребенка защитной или он сам провоцирует других.
• Часто жестокость в семье порождает такое поведение. С такими детьми нужно серьезно работать, обращать внимание общественности на ситуацию в семье.
Что делать, если ребенок дерется в детском саду
• Не спешите сразу же принимать сторону воспитателя или родителей обиженного ребенка. Вполне возможно, что ваш малыш защищался.
• Расспросите ребенка, поговорите с воспитателем.
• Будьте готовы к тому, что мнения вашего малыша и взрослого на произошедшее будут отличаться.
• Иногда лучшей реакцией родителей будет «принцип невмешательства». Но, если при этом дети дерутся не систематически, а ребенок не причиняет вреда другим. В данном случае, нужно предоставить возможность разобраться ребенку с проблемой самому.
• Если ваш малыш затеял драку, не спешите его ругать, разберитесь в ситуации. Агрессию можно направить в другое русло, если, например, разрешить малышу на улице погонять мячик, помахать руками, поколотить подушку. Можно побегать с ним по парковой дорожке, а зимой поиграть в снежки. Таким образом, ребенок будет выплескивать свой негатив.
Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения? А почему тебе воспитательница положила одну котлету, а не две?" — будучи весьма прозорливыми психологами, дети быстро понимают, что взрослого интересуют прежде всего негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5—6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого жгучее удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому родители должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.
Родителям прежде всего нужно помнить, что детский сад не заменит вашего воспитания.
К любой ситуации, складывающейся в детском саду, необходимо относиться спокойно, конфликтами вы только ее усугубите, сотрудничество и поиск компромиссов - это путь, который поможет быстро решить все проблемы
P.S. Покупая ребенку одежду для детского сада, выбирайте такую, чтобы застежки и завязки не мешали ему одеваться самостоятельно
Насколько хорошо родители знают своего ребенка
«Я знаю 5 имен»
(вариант детской ’игры с мячом «Я знаю 5 имен мальчиков, 5 имен девочек.»).
Родители должны назвать (или записать):
а) 5 имен друзей сына (дочери);
б) 5 любимых занятий сына (дочери);
в) 5 нелюбимых занятий сына (дочери);
г) 5 поездок, вызвавших наибольший интерес у их ребенка.