Татьяна Мартьянова
Выступление на педагогическом совете и распространение опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы.
Ознакомление с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной Войне детей с ОВЗ, старшего дошкольного возраста.
В 2020 году наша страна отмечает 75 год Победы в Великой Отечественной войне, а 2015г. был объявлен годом литературы. Эти два знаменательных события в жизни нашей страны подвинули меня на проведение целенаправленной работы по ознакомлению с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной Войне для нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Выступление на педагогическом совете и распространение опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед нами, взрослыми, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство — благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре.
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой, так как художественная книга для ребенка — это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.
В своей работе с детьми я использовала литературу самого разного объема, формы и стиля.
Стихи о Великой Отечественной Войне, на мой взгляд, являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи: С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.
Использовала рассказы по военной тематике: Л. Кассиля «Твои защитники», Я. Тайц «Цикл рассказов о войне», Митяев «Почему Армия всем родная», «Письмо с фронта», «Землянка», А. Соболев «Батальон четверых», С. Алексеев «Брестская крепость», Гайдар «Война и дети».
Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, позволяют знакомить современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех национальностей.
После прочтения произведений провожу беседы о смысле данных произведениях, их героев, их подвигах. Выбираю важные отрывки из рассказов для пересказа с детьми.
Русские народные пословицы и поговорки о доблести и любви к Родине я использовала для иллюстрации положительных качеств, таких как дружба и взаимопомощь, геройство русского народа «Сам погибай, а товарища выручай!», «Жить – Родине служить!»
Моя целенаправленная работа осуществляется не только на занятиях, но и на прогулках, повседневной жизни, на экскурсиях к памятнику «Вечный огонь», «Пушка».
Организовывалась экскурсия в библиотеку. Мы с детьми посетили выставку книг по теме : «Блокада» и «Великая Отечественная война в художественной литературе». Библиотекарь читала детям произведения о местных героях участвующих в ВОВ.
В рамках занятий по ознакомления с окружающим, природой, литературой дети слушали различные произведения, беседовали со мной, рассказывали свои впечатления, заучивали наизусть и пересказывали интересные моменты.
Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В дошкольном возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военного героизма) – нужна опора на визуальные впечатления.
Для сопровождения чтения вслух рассказов, я использовала наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, презентации, фотографии и открытки о Блокаде Ленинграда о Великой Отечественной войне.
27 января провели в детском саду совместно с музыкальным руководителем мероприятие «Никто не забыт и ничто не забыто», тем самым еще больше расширив представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в ВОВ. Дети прослушали песню А. Александрова «Священная война», из Ленинградской симфонии Д. Шостаковича прослушали первую часть «Нашествие», исполнили «Песню о Ладоге», как символ мужества людей.
Целенаправленной работой к 9 мая было проведено итоговое занятие, на котором дети продемонстрировали свои знания о Великой Отечественной войне. В конце занятия дети нарисовали праздничный салют, и мы оформили выставку детских рисунков для родителей. Был проведен ряд мероприятий посвященных дню Победы: вместе с родителями дети готовили рассказ о своих родственниках, принимавших участие во второй мировой войне, вместе с музыкальным руководителем была подготовлена и проведена музыкально - литературная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто», возложение цветов к памятнику.
В результате моей целенаправленной работы у детей появился интерес к самостоятельному рассматриваю книг по военной тематике, рассказыванию историй о своих прабабушках и прадедушках.
Благодаря систематическому ознакомлению детей с художественными произведениями о войне я доказала воспитательную силу художественной литературы, направленную на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствовали пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.
Память о прошедшей войне мы храним в наших сердцах! И, конечно, все что знаем о ней, мы должны передать нашим детям. Маленькие граждане нашей страны должны знать ее героические страницы и гордиться своей Родиной и своим народом. Тема Великой Отечественной войны находит живой отклик в сердцах ребят.