Наталья Нестерова
Выступление на педагогическом совете «Использование элементов театральной деятельности в режимных моментах»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование элементов театральной деятельности в режимных моментах»
В современном обществе родители стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать, писать, решать сложные задачи, вместо того, чтобы прочитать книгу, включают диск с мультфильмами, вместо совместных развивающих игр – покупают компьютер. Родители забывают о том, что, прежде всего, нужно научить своего ребенка восхищаться и удивляться, возмущаться и сопереживать. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. В школе таким детям ставят диагноз «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в процессе игры. Я считаю, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости проходит через театрализованную игру.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Использование элементов театральной деятельности в режимных моментах“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Режимные моменты в детском саду
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Использование элементов театрализации всегда вызывает у детей очень яркие положительные эмоции. Мишка, зайка, собачка такие близкие и знакомые вдруг оживают, двигаются, говорят.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, она близка и понятна ребёнку. Надо сказать, что театральная деятельность в детском саду присутствует почти во всех режимных моментах : зарядка, прогулка, занятия, праздники и развлечения, подвижные и сюжетно-ролевые игры.
В период адаптации я стараюсь использовать в играх с детьми игровые персонажи, так как они помогают мне и ребёнку в непосредственном общении друг с другом. Ведь именно в этот период ребёнок чувствует себя одиноким и незащищенным, моя цель – наладить с ним доверительные отношения, привлечь к себе, наладить эмоциональный контакт.
Знакомство детей с театрализованной игрушкой я провожу в процессе игры «Загляни ко мне в окошко», которую не раз проводила во время адаптации, раздавая детям яблоки во время полдника или книжки для рассматривания. Для этой игры использую домик с окошечком и занавесками. Сажусь у окошка, таинственным голосом сообщаю детям, что к ним кто-то пришёл в гости. Показываю через окошко кошку. Появление в окне игрушки неизбежно вызывает детский интерес. Кошка «мяукает». Я говорю детям, что кошка здоровается с ними и предлагаю каждому тоже поздороваться с ней. Стараюсь, чтобы ни один ребенок не был обойдён вниманием, не потерял интерес к происходящему.
Дети знакомятся с кошкой по очереди, называя свои имена, кормят её с ладони молоком. Кошка «благодарит» детей, называя их ласково: Леночка, Катенька. Затем Мурка говорит детям, что очень любит ловить мышей, а я буду вас догонять». Поиграв с детьми, Мурка прощается, обещает прийти в гости снова.
Театрализованная игрушка используется мною во время привития культурно-гигиенических навыков: «Посмотрите, ребята, какая нарядная и чистенькая наша кукла Таня. У неё чистые ладошки, чистое личико. Давайте спросим у неё, почему она такая нарядная и аккуратная?». Таня «отвечает», что научили её умываться, сухо полотенцем вытираться, на платьице не брызгать водой. Я спрашиваю у детей, хочется ли им быть такими же чистыми и аккуратными, как Таня. «Давайте сейчас закатаем рукава повыше, чтобы не замочить их, вымоем руки чисто-чисто, вытрем их полотенцем сухо-насухо. А потом покажем их Тане, пусть она увидит, что мы тоже аккуратные!»
Дети охотно подкатывают рукава, тщательно моют руки, старательно вытираются полотенцем. Затем с особой радостью бегут демонстрировать кукле свои руки. Радуются, когда кукла «хвалит» их: «Молодец, Миша, ручки чистые, даже блестят».
Во время еды к детям приходит в гости девочка из театра «Би-ба-бо» и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Котик Мурлыка перед сном поет колыбельные песни или рассказывает стихи.
В первую половину дня в гости к детям приходит Мишка. «Здравствуй, Мишка!» Здравствуй! Да, Миша, когда кто-нибудь приходит, дети всегда говорят: «Здравствуйте!». Мишка тоже будет учиться, говорить всем «Здравствуйте!». А мы поможем ему.
Зайчонка пригласила в гости кукла Катя, а он не знает, а он не знает, как вести себя в гостях.
Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки.
Во время проведения режимных моментов (кормление, одевание, умывание, подготовка ко сну) использую потешки, прибаутки, стихи, которые помогают установлению между мной и ребенком эмоционального контакта, вызывают радостные эмоции у ребенка, особенно, если, произнося потешку, называют его имя. (картотека стихов и потешек).
Конфликтные ситуации между детьми можно решать методом отвлечения, стараться не использовать порицания. Во время игры воспитывать бережное отношение к игрушке: ребёнок берет в руки игрушку, но заметив машину, бросает её на пол и устремляется к машине. «Ванечка», - останавливаю я его, - ты слышишь, кто-то плачет?» Отвечаю «мишкиным» голосом: «Уронили меня на пол, чуть не оторвали лапу. Больно мне!» «Не плачь. Мы с Ваней тебе поможем, мы тебя пожалеем. Правда, Ваня?» Ваня поднимает игрушку, жалеет, утешает мишку. Медведь перестает реветь и просит, чтобы Ваня покатал его на машине.
Путем использования в подобных ситуациях игрушек изображающих живых существ, я стараюсь воспитать в детях сочувствие к попавшему в беду, желание помочь, сострадание.
Детей очень привлекает возможность оказать помощь любимым героям. Для вовлечения детей в игру, используют проблемные ситуации : наш Мишутка поранил лапу; у Мишутки разболелось горло; найдём друга Мишутке; Мишутка проголодался; успокоим и согреем Мишутку; поможем Мишутке найти маму.
Для того, чтобы заложить в сознание детей представления о положительном и отрицательном поведении, провожу игры-инсценировки, в которых использую элементы театрализации, показываю детям ситуации, характерные для их возраста. В этих ситуациях малыши помогают игрушкам своими советами. Например: приношу в группу зайку Ноську, который громко плачеи и медвежонка Топтыжку. Медвежонок обидел зайку, толкнул его. Дети по одному и все вместе объясняют медвежонку, как нехоро толкаться. Топтыжка просит прощение у зайки.
Вскоре, после прочтения сказки «Теремок», вношу в группу игрушку медведя. Он рассказывает детям, как нечаянно сломал Теремок, где жили его друзья. В процессе рассказа дети вспоминают, кто жил в теремке, как квакала лягушка, пищала мышка и т. д. Мишка «просит» детей помочь ему построить новый Теремок. Дети охотно берутся за дело. Когда постройка закончена, медведь «спрашивает» : «А на чем я буду спать? А на чём будет сидеть мышка? (заяц, лиса)». В процессе этой игры закрепляются знания ребенка о величине, полученные до этого на других занятиях: для медведя кровать большая, а для мышки – маленькая. Такая игра способствует развитию мышления, проявлению детской фантазии.
Дети размышляют, где поставить кровать, стул, стол. А можно ещё поставить диван и телевизор, в этом развивается воображение, проявляется творческая фантазия ребенка.
Во время организованной образовательной деятельности используем куклы-персонажи в сюрпризных моментах, для создания мотивации, поддержания интереса в процессе ОД.
Также можно использовать прием олицетворения математических знаков, которые являются жителями разных городов математической страны (Цифры, Сложение, Вычитание, Точка и другие). Благодаря необычному сказочному герою и сюжету, занятия позволяют заинтересовать детей.
Наблюдая за детьми в процессе всей работы, я пришла к выводу, что использование в игровых ситуациях элементов театрализации является важным средством эмоционального воздействия на детей, способствуя развитию творческого мышления, воображения.
Игры с театрализованной игрушкой помогают раскрепощению ребенка, вырабатывают у ребенка доброжелательное отношение к окружающим к окружающим, учат правилам поведения и раскрывает их индивидуальные особенности.
Таким образом, театрализованная деятельность организационно может пронизывать все режимные моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь в группе увлекательнее, разнообразнее. Играет больше с детьми!