Елена Чапская
Изготовление и применение дидактических игр и пособий для успешной адаптации детей раннего возраста
Выступление на ММО для воспитателей
Тема: «Изготовление, применение дидактических игр и пособий для успешной адаптации детей раннего возраста»
Каждая профессия включает в себя определенные умения и навыки, необходимые для успешной работы. Но кроме теоретических знаний, существуют и маленькие секреты, которые помогают добиться хороших и значимых результатов. Профессия воспитателя не является исключением. Мы находимся в постоянном поиске, одним словом, мы люди творческие, пытающиеся внести в процесс воспитания какую-то изюминку, что в свою очередь помогает сделать процесс более интересным и полезным для воспитанников.
Мы живем в удивительное время, когда есть все, чтобы развивать ребенка правильно быстро и интересно. В магазине можно купить любую развивающую игру для моторики, памяти, логики, речи, но более половины этих игр мы можем сделать своими руками.
Процесс создания дидактических пособий включает в себя несколько этапов:
1. Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
2. Второй шаг — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом, создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета».
3. Шаг третий — продумать концепцию пособия. На данном этапе создания дидактического материала следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы создаём: карточки, стенд, плакат или, возможно, целую игру.
4. Шаг четвёртый — подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия. К дидактическим материалам, используемым в ДОУ, предъявляется ряд требований:
o Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
o Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
o Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
o Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
o Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).
5. Пятый шаг — это непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности. А также важно, чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности.
6. Заключительным шагом является своевременное планирование использования созданного дидактического материала.
Сегодня я хочу с вами поделиться играми, пособиями, дидактическим материалом, которые я сделала своими руками. Игры помогают добиваться определённых целей и задач, а детям узнать много нового и интересного.
В дидактических играх познавательные задачи соединяются с игровыми. Это и делает дидактические игры своеобразной формой обучения – лёгкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.
У детей в возрасте 2-3 лет начинает развиваться речь, память, логическое мышление, чтобы способствовать развитию этих процессов, необходимо играть с детьми в игры на развитие мелкой моторики рук.
«Времена года»
Целью пособия - формирование интереса к окружающему миру, расширение кругозора, знаний о каждом времени года.
Задачи:
• расширение кругозора, знаний о каждом времени года;
• воспитывать у детей правильное и бережное отношение к красоте природы через организацию совместной деятельности детей;
• формировать представления о временах года, о сезонных изменениях;
• развивать память, внимание, речь.
пособие сделано из обычной картонной коробки, обклеенной цветной бумагой. На каждую сторону коробки приклеены деревья в разные времена года и наборы съемных элементов, характерных каждому времени года в отдельности. Пособие имеет несколько вариантов игр.
Например:
1) “Когда это бывает?”
Цель: упражнять детей в определении времен года, запоминании их последовательности характерных явлений для каждого из них.
Ход игры: Детям предлагается прикрепить элементы, с помощью липучек соответствующие для каждого времени года. (Снежинки, снеговики- для зимы, яблоки для лета и т. д.
2) “Что изменилось?”
Цель: развивать память и внимание у детей, закреплять знания о сезонных явлениях в природе.
Воспитатель убирает элементы, а детям предлагается назвать недостающие элементы.
“Рыбки и аквариум”
Цель: учить различать основные цвета (синий, красный, желтый, зеленый, учить соотносить предметы по цвету;
-формировать знания детей “один-много”;
-развивать память, внимание, мелкую моторику.
Оборудование: Распечатанные зала минированные аквариумы с окрашенной в определенный цвет окантовкой горлышка. Вырезанные из цветного картона рыбки четырех основных цветов.
Задача детей разложить рыбок по цветам, в свои аквариумы. Если убрать несколько рыбок определенного цвета, а остальных разложить по аквариумам, то здесь задача детей определить сколько рыбок в аквариумах. Распознавание один-много.
“Шапочки для снеговиков”
Цель: развитие у детей зрительного внимания,
Задача игры: учить детей правильно находить одинаковые по цвету шапочку и шарфик, составить пару, развивать зрительное внимание, наблюдательность детей, воспитывать интерес к игре.
“Воздушные шарики”
Цель данного пособия: учить различать и называть основные цвета, развивать моторику пальцев рук, через действия с предметами.
Описание пособия: пособие сделано из крышки от картонной коробки, которая обклеена самоклеящейся бумагой. На крышку приклеила поросят с разноцветными шарами. В центре шаров проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от пластиковых бутылок. На горлышки завинчены пробки.
Данное пособие можно обыграть в разных вариантах игр:
“Подбери крышки по цвету шаров”
“Прикрути крышку к желтому шару, красному и т. д”
Заключение;
Все предложенные игры и пособия способствуют развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, координации движения рук, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, развитию математических представлений, а также служат обучающим средством в развитии навыков самообслуживания.
Я считаю, что активное использование таких игр является одним из важнейших условий успешной адаптации детей раннего возраста.