Татьяна Токмалаева
Выпускная квалификационная работа
▼ Скачать + Заказать документы
ЦМК педагогики психологии и частных методик
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА актуальность темы
Тема: «Игры с правилами по формированию произвольного поведения старших дошкольников как средство развития здоровьесберегающей компетентности детей»
Выполнила: Токмалаева Татьяна Николаевна
Введение
В последнее время необычайно возрос интерес к проблемам формирования безопасного общения и произвольного поведения.
Публикация «Выпускная квалификационная работа» размещена в разделах
Сегодня мир полон грубости, люди лишены обычных нравственных чувств. Представления о добре и зле морали перевернулись в сознании людей[6. c,9].
«Самое дорогое у человека – это жизнь», писал А. Н. Островский. [2,4] А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия.
Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является ключевой для всего мирового сообщества. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с летальным исходом, год из года возрастает. В качестве одной из наиболее действенных мер по предотвращению подобных ситуаций является обучение детей произвольному поведению, начиная с дошкольного возраста, чтобы подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающем его мире,что способствует развитию здоровьесберегающей компетентности.
Ведущая роль в обучении детей правилам безопасного поведения отводится воспитывающим взрослым – родителям и педагогам.
Организация работы по обучению детей правилам произвольного поведения должна осуществляться с учётом возрастных возможностей детей. В старшем дошкольном возрасте воспитатель создаёт условия для активной совместной деятельности, организуя сюжетно-ролевые игры, игры-экспериментирования, игры с правилами по данному направлению.
Дети старшего дошкольного возраста узнают об основных источниках и видах опасности быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. Участвуя в различных проблемно-игровых ситуациях, знакомятся с
простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях и о том, как позвать на помощь взрослого в соответствующих обстоятельствах.
Согласно ФГОС ДО показателями здоровьесберегающей компетентности являются:
-умение самостоятельно решать задачи связанные, с поддержанием укреплением и сохранением психологического здоровья.
-умение оценивать социальные привычки, связанные с физическим и психологическим здоровьем, а именно разумное поведение в непредвиденных ситуациях, безопасное произвольное поведение преодоление усталости, жизнерадостность, оптимистичность.
Понятие «психологическое здоровье» введено в научный оборот известным российским психологом И. В. Дубровиной [16, 5].
Психологическое здоровье в качестве составного элемента здоровья в целом включает в себя совокупность психических характеристик, обеспечивающих это динамическое равновесие и возможность выполнения социальных функций.
Исходя из сказанного, психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих: гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности.
Проблемой формирования произвольного поведения у дошкольников, как один из элементов здоровьесберегающей компетентности занимались такие ученные как: Хухлаева О. В. Выготский Л. С. Дубровина И. В. Островский А. Н. Божович Л. И.
Для формирования произвольного поведения воспитатель использует разные приемы такие как игры с правилами. В литературе разработана серия игр с правилами, но иногда воспитатели не всегда используют эти игры в системе практике своей работы.
Таким образом сложилось противоречие между большими возможностями использования серии игр с правилами для формирования произвольного поведения дошкольников и недостаточной реализацией данного потенциала в практике работы воспитателя.
Исходя из выделенного противоречия можно сформировать следующую проблему: Каковы педагогические возможности использования серии игр с правилами для формирования произвольного поведения дошкольников? Ответ на этот вопрос составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования произвольного поведения старших дошкольников.
Предмет исследования: серия игр с правилами
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования произвольного поведения у детей психолого-педагогической литературе.
2. Дать характеристику произвольного поведения старших дошкольников.
3. Определить сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность».
4. Подобрать серию игр с правилами для формирования произвольного поведения старших дошкольников с целью развития здоровьесберегающей
компетентности, а именно психического здоровья детей, и апробировать их на практике.
Методы исследования: теоретические: анализ печатных источников, интернет – ресурсов, анализ понятийного аппарата.
Эмпирические: беседа, тестирование.
База исследования: Одно из МБДОУ г. Муром.