Надежда Борисова
Консультация «Возникновение агрессии родителей и как с ней бороться»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Возникновение агрессии родителей и как с ней бороться.
2. В работе воспитателя, к сожалению, иногда приходится сталкиваться с агрессивными проявлениями родителей по отношению к детям.
Агрессия и гнев — в переводе с латинского обозначает «нападение».
Публикация «Консультация „Возникновение агрессии родителей и как с ней бороться“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Родительская агрессия — это целенаправленное нанесение физического или психологического ущерба детям и вызывающее у них психологический, а порой и физический дискомфорт.
Агрессия по отношению к собственным детям встречается не толъко в неблагополучных семьях, но и у любящих заботливых родителей.
Почти каждый вспомнит хотя бы один-два случая, когда он сорвался на своего ребенка, накричал, дал подзатыльник, унизил грубым словом или сурово наказал из-за пустяка.
3. Чаще всего после вспышки гнева, родители прекрасно понимают, что проступок малыша не стоил столь бурной реакции, но они не могут ничего с собой поделать. Ситуация повторяется вновь и вновь, и каждый из участников конфликта страдает: дети — от несправедливости и жестокости самых дорогих и любимых людей, а взрослые — от собственной беспомощности и мучительного чувства вины.
Однако эта тема воспринимается как неудоfiная для обсуждения. Несмотря на то, ’іто большинство отцов и матерей осознают, насколько разрушительны негативные эмоции, они не в состоянии ни контролировать их, ни объяснить, откуда они берутся.
Зачастую родители не склонны затрачивать усилия на то, чтобы понять психологию детского поведения, особенности детского восприятия, внимательно отнестись к ребёнку, объяснять малышу устройство окружающего мира или расспрашивать его о понимании ситуации. Ведь гораздо легче просто одёрнуть, накричать или ударить маленького человека, пригрозить или злобно пошутить, чтобы привести всё «в норму» или выразить своё недовольство.
Порой приходится объяснять родителям, что общаясь с ребенком, и донося до них свои требования, они пользуются категориями взрослого языка, которые часто непонятны малышу.
Объясняем, что ребёнок не способен ответить на взроспую агрессию
тем же и потому вырастает задёрганным, с массой комплексов, агрессивным и нуждающимся в самоутверждении любыми доступными способами.
4. Родители часто бессознательно копируют поведение собственных родителей в отношении них. Ребенок усваивает модель поведения родителей как единственно возможную и, вырастая, повторяет ее, так как он не знает, как может быть по-другому. Разрушить этот механизм непросто, но возможно, и осознание этих моделей — это первый шаг.
Нередки случаи, когда родительский гнев связан с разочарованием и обманутыми ожиданиями. Родители рисуют в своем воображении идеального ребенка, и стараются подстроить малыша под свой внутренний идеал. Когда ребенок проявляет свою индивидуальность, ведет себя не так, как «должен» по мнению родителей, родитель испытывает сильнейшее разочарование и стремится всеми силами взять ситуацию под свой контроль.
Порой агрессия— это реакция, вызванная внутренним дискомфортом родителей. На самом деле их запускает не усталость ребенка или его проступки; здесь имеют место более глубокие причины.
Понимая, что родители хотят справиться со своими негативными эмоциями, испытывают чувство вины, но самостоятельно это не получается, мы — педагоги советуем обратиться к специалисту — педагогу психологу детского сада.
5. Часто, разговаривая с родителями, советуем проанализировать механизм, который вынуждает их реагировать подобным образом, и причины, которые служат «пусковой кнопкой». Гнев подобен взрыву: вспышка происходит молниеносно, следовательно, уловить этот момент и взять себя в руки очень сложно. Как бороться с привычным сценарием поведения?
Шаг 1. Остановитесь
На каком этапе развития сценария вы бы себя не поймали, чтобы не происходило, остановитесь. Таким образом, вы дадите себе передышку, во время которой сможете осмыслить происходящее. Если вы научитесь останавливаться, то это уже победа. Способность прервать эмоциональный взрыв означает, что со временем вы научитесь брать свои эмоции под контроль. Возможно, эта остановка убережет вашего ребенка и вас от непоправимых последствий.
Шаг 2. Найдите спусковой механизм
Вспомните, что послужило толчком, который запустил в работу привычный сценарий. Ответьте на вопрос, какие чувства вы тогда
испытывали. Это была боль? Обида? Беспомощность? Злоба? Были ли эти чувства вызваны ребенком и его действиями, или в действительности вы их испытывали в отношении кого-то другого?
Шаг 3. Почувствуйте своего ребенка
Что в это время испытывает он? Страх? Боль? Вину? Чувство несправедливости? Насколько ваш гнев адекватен его поведению? Действительно ли он пытается вывести вас из себя, причинить вам страдания, или это всего лишь попытка привлечь к себе ваше внимание? Нет ли у него неприятностей с другими членами семьи или друзьями? Здоров ли он?
Шаг 4. Создайте новый сценарий
Если вам удастся провести качественный анализ ситуации и увидеть механизм возникновения гнева в реальном свете, вы сможете отделить свои чувства и эмоции от поведения ребенка и осознать его истинные мотивы.
Вам станет ясно, что ваша реакция во многом проецирует старые не пережитые обиды на настоящую ситуацию, а поступки вашего малыша не направлены против вас и совсем не так ужасны, как вам кажется. Исходя из этого, теперь вы можете разработать новый сценарий своего поведения и следовать ему каждый раз, когда начнете злиться. Со временем новый механизм поведения войдет в привычку, и реакции на определенные события, ранее выводившие вас из себя, станут адекватными сами по себе.
6. Предложить присутствующим педагогам ответить на вопросы анкеты для определения уровня собственной агрессивности.
7. Ответы на анкету.
8. Что делать, если эмоциональный срыв все же произошел?
1. Успокоиться, прийти в себя.
2. Успокоить малыша, пожалеть его. Если он испуган и не идет на контакт, не настаивать. Попросить кого то, кому ребенок доверяет, успокоить его.
3. Извиниться.
4. Попробовать объяснить свое поведение.
5. Если ребенок был неправ, спокойно объяснить, в чем именно. Воздержаться от обвинений.
6. Не читать нотаций, не нервничать, не переходить на крик. Не впадать в искушение загладить свою вину поблажками, разрешая ребенку делать то, что раньше было под запретом.
Позже наедине с собой, советуем провести «разбор полетов» — проанализировать ситуацию, постараться выяснить, что послужило причиной эмоциональному взрыву. Если возникают сложности на каком-либо из этих пунктов, и не возможно самостоятельно разобраться, как справиться с раздражением и злостью на ребенка, необходимо обратиться за квалифицированной психологической помощью.
Необходимо помнить, что работа над любыми отношениями, в том числе и над отношениям с детьми — это в первую очередь работа над собой!
9. Способов саморегуляции достаточно. Необходимо только выбрать приемлемый для себя!
Слайд 10. Жизнь без агрессии
Предоставить собственный опыт работы. Практического материала много в соц. сетях. Примерный материал.
Советы «Как избежать развития негативных эмоций»
• Проговаривайте свои эмоции обиды, злости: «Я злюсь на тебя, потому что..». Не копите эмоции в себе, пусть ребенок зіlает, что он поступает неправильно. Но помните, что ребенок не может быть плохим
плохим может быть поступок;
. следите за своим настроением, как за внешним видом, относитесь к источнику своей раздражительности и злости как к сигналу о болезни;
• опирайтесь на эмоциональную поддержку близких и родных людей, друзей, пробуйте высказаться, попросить помощи;
. позитивно оценивайте окружающую действительность;
• организуйте свой досуг так, чтобы получить удовольствие: чтение книг, просмотр кино, прогулки, спорт;
высыпайтесь, правильно и вовремя питайтесь, чтобы не усугублять моральное состояние физическим истощением. Время употребления пищи должно стать отдыхом;
• не пытайтесь заглушить эмоции алкоголем и табаком, проблемы сами никуда не денутся;
• организуйте физические нагрузки, водные процедуры.
Запретить себе злиться невозможно. Но важно признаться самому себе в том, uтo вас действительно раздражает и говорить об этом со специалистами или близкими.
Упражнения, способствующие снижению агрессивным реакций
• «MYXA». Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Необходимо не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
• «ЛИМОН». Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем — одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
И Т. Д.