МААМ-картинки

Восприятие — это активный процесс понятия и свойства

Александр Владимирович Гришин
Восприятие — это активный процесс понятия и свойства
▼ Скачать + Заказать документы

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов и явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием, (иногда употребляется также термин «перцепция», «перцептивный процесс»).

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Публикация «Восприятие — это активный процесс понятия и свойства» размещена в разделах

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т. д., то восприятие дает целостный образ предмета или явления.

Оно предполагает наличие разнообразных ощущений, протекает вместе с ощущениями, и зависит от определенных отношений между ощущениями.

Восприятие – совокупность ощущений. Так, воспринимая свежее, румяное, круглое, ароматное яблоко, человек отражает в ощущениях его цвет, запах, ощущает его тяжесть, упругость, его гладкую поверхность. Однако восприятие больше, чем сумма ощущений, получаемых от того же предмета. Воспринимая яблоко, человек знает, что это именно яблоко, что оно имеет характерный вкус, что его можно есть, что это плод. Воспринимаемый предмет человек всегда обозначает определенным словом – «яблоко», которым обозначен не какой-либо определенный цвет, вкус, форма или запах, но весь предмет как целое. Воспринимая что-либо, человек имеет в виду знакомое ему и относительно постоянное для данной категории вещей соотношение частей в целом.

Специальных органов восприятия у человека нет. Физиологическую основу восприятия составляет комплексная деятельность системы анализаторов - зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и тактильных.

Выделяют четыре операции или четыре уровня восприятия :

обнаружение,

различение,

идентификация

и опознание.

Обнаружение – исходная фаза развития процесса восприятия; на этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул.

Различение, или собственно восприятие, конечным результатом которого становится формирование перцептивного образа, эталона.

Идентификация – это отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.

Опознание включает отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Восприятие представляет собой систему перцептивных действий. Оно включает:

активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т. п., где любой предмет или явление действительности выступает как сложный комплексный раздражитель;

сложную аналитико-синтетическую деятельность коры головного мозга: отдельные возбуждения и ощущения связываются друг с другом, происходит объединение основных существенных признаков и сопоставление воспринятого с прошлым опытом, в результате синтезируется целостный образ, определенная целостная система.

В зависимости от целенаправленного характера деятельности личности восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).Непреднамеренное (непроизвольное) восприятие вызывается как особенностями предметов окружения (их яркостью, необычностью и т. п., так и соответствием их интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели деятельности. Отсутствует в нем и волевая активность. В преднамеренном восприятии человек ставит цель деятельности, прилагая определенные волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объекты восприятия.

Важнейшие свойства восприятия :

объем (одновременно человек способен воспринять 7±2 единиц информации);

предметность (выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру);

целостность (результатом восприятия является целостный образ предмета);

структурность (восприятие не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой);

константность (обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования);

осмысленность (воспринимаемые образы всегда имеют определенное смысловое значение и связаны с мышлением, с пониманием сущности предмета).

Восприятие – активный процесс, зависящий от воспринимающего субъекта, в нем всегда в той или иной мере сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Активный вид спорта для детей — хоккей. ФотоотчетАктивный вид спорта для детей — хоккей. Фотоотчет В рамках проекта "Зимние виды спорта" дети подготовительной группы познакомились с игрой - хоккей. У инструктора по физической культуре.

Дидактические игры на восприятие цветаДидактические игры на восприятие цвета Данные игры помогут детям закрепить знание цвета, умение сопоставлять цвет предметов, развивать внимание, зрительное восприятие. Игры можно.

Дидактические игры на восприятие величиныДидактические игры на восприятие величины Дидактические игры на восприятие величины. Данные игры могут быть использована для индивидуальной работы с детьми, для занятий с группой.

Фигурное катание — это активный отдых! ФоторепортажФигурное катание — это активный отдых! Фоторепортаж Движение - это жизнь! А если двигаться на коньках, так это ещё активное и веселое времяпровождение с любимой доченькой, с друзьями.

Фотоотчет «Воспитатель — активный организатор и участник праздников для дошколят» для педагогов ДОУФотоотчет «Воспитатель — активный организатор и участник праздников для дошколят» для педагогов ДОУ Фотоотчет «Воспитатель – активный организатор и участник праздника для дошколят в ДОУ» Если обратим внимание на важную форму музыкально.

Фотозарисовка «Шоппинг активный отдых в магазине»Фотозарисовка «Шоппинг активный отдых в магазине» Моя поездка в город Пятигорск оставила много впечатлений и не только исторических. Конечно, кроме памятных мест мы посещали торговые центры.

Консультация для родителей «Активный ребенок»Консультация для родителей «Активный ребенок» Ваш ребенок очень активно двигается,ему не усидеть на месте,как же направить эту активность и энергию на укрепление физического здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Восприятие — это активный процесс понятия и свойства
Опубликовано: 27 мая 2024 в 21:23
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Восприятие — это активный процесс понятия и свойства» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин (УИ 3395430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД