Рамиля
Консультация «Воспитываем чувство эмпатии у детей с раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое эмпатия? Как определить сформировано ли у ребенка чувство эмпатии?
Эмпатия — не врождённая способность, а следствие воспитания. Её основы должны закладываться в раннем возрасте.
Взрослые могут наблюдать разницу между ребёнком, склонным к эмпатии, и ребёнком, которому сопереживания чужды: первый способен пожалеть кого-то и посочувствовать, а второй останется равнодушным или даже позлорадствует.
К 3–4 годам дети должны уметь реагировать на чувства других людей и демонстрировать сопереживание.
Публикация «Консультация „Воспитываем чувство эмпатии у детей с раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
Если у ребенка 5 - летнего возраста не наблюдается чувство эмпатии — например, смеётся, когда сверстнику больно, — это тревожный сигнал для родителей.
Существует несколько способов определения, обладает ли ребёнок эмпатией :
Ребё нок улавливает эмоции других и корректно реагирует: например, когда мама пришла с работы не в духе — даже если мама ничего не говорит — и спрашивает: «Мам, что-то случилось?», «Мам, ты грустишь?».
Ребёнок не эгоистичен, то есть пойти на компромисс, играя на детской площадке: маленькому сверстнику дает покачаться на качелях первому.
Ребёнок сопереживает персонажам в сказках и мультфильмах. Если ребенок проявляет сочувствие при просмотре мультфильма или фильма; чтении детского произведения - это значит, что он обладает высоким уровнем эмпатии.
Как развивать эмпатию?
1. Привлечь внимание на чужие чувства
На детской площадке мальчик упал горки и плачет. Можно подойти и пожалеть его, предложить помощь.
Если ребёнок обидел кого-то — нужно не просто требовать «извинись немедленно», а подробно описать чувства того, кого обидели.
Акцентировать внимание на чьих-то чувствах, когда играете с ребёнком, например: «Моя кукла купила воздушный шарик, а он случайно улетел в небо. Она грустит». Тебе жаль куклу?
Придумывать ситуации и обсуждать с ребёнком, например, как чувствует себя герой? Каково ему? Как можно ему помочь?
2. Личный пример
Проявлять эмпатию по отношению к ребёнку, даже если его проблемы кажутся надуманными — например, в песочнице не поделил с кем-то ведёрко.
Задача взрослых - научить справляться даже с самым тяжёлым эмоциональным состоянием ребенка вне зависимости от их возраста.
Дети, которые легко могли довериться взрослым в детстве, чувствовали себя защищённо, получали поддержку и ласку в нужные минуты — чувство эмпатии у данных детей на достаточном уровне.
3. Социализация
Социальные связи важны в любом возрасте — так ребёнок учится общаться с окружающими. Чем больше у ребёнка контакта со сверстниками, тем легче ему учиться эмпатии.
Взаимодействуя с другими, ребёнок получает множество эмпатических переживаний, учится ставить себя на место других, помогать и находить помощь в трудную минуту.
Можно предложить следующие виды совместной деятельности:
«Угадай эмоцию, например, взрослый ведущий с помощью мимики, жестов, прикосновений показывает настроение. Игроки угадывают, о каком настроении идёт речь. Кто первый угадает, значит следующую эмоцию показывает и т. д.
«Тихий разговор». Взрослый ведущий шепчет на ушко ребёнку какую-нибудь фразу. Все остальные садятся в круг. Задача ребёнка — невербально сказать эту фразу остальным. Остальные игроки угадывают, что именно это за фраза.
«Эмоции героев», например, можно почитать сказку или рассказ. Затем задать вопросы: Какое настроение у героев? А почему такое настроение? Ты бы как поступил?
4. Обсуждение эмоций
Общение с ребенком. Можно задать вопросы: как у тебя дела? Как ты себя чувствуешь себя?
Чем младше ребёнок, тем сложнее ему распознавать свои эмоции. Он не умеет определять, грустно им сейчас или они злятся — до тех пор, пока родители не научат отличать одно от другого.
Проговаривать эмоции сына или дочери: «Ты сейчас злишься, потому что.», «Ты расстроился из-за.», «Тебя обидело то-то и то-то.». Когда ребёнок распознаёт свои эмоции, понимать чужие легче.
Рассказывая о собственных эмоциях, необходимо использовать «я-высказывание» : «Я чувствую себя так», «Мне сейчас так-то». Не перекладывать ответственность за свои эмоции на ребё нка: «Ты такой-то, довёл меня!».
Таким образом: эмпатия — это способность понимать чувства других людей. Воспитывать её нужно с детства : показывать пример, обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих, дать возможность ребёнку играть со сверстниками и разговаривать о внутреннем мире.