Юля Цветкова
Воспитательский час «Привычка быть вежливым»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательский час
Цель: формировать привычку употреблять вежливые слова.
Задачи:
- обучать умению слушать, мирно решать спорные вопросы и прихо-дить к единому мнению;
- воспитывать нравственные качества: сопереживание, умение помо-гать друг другу;
- ознакомить с этическими нормами поведения;
Публикация «Воспитательский час „Привычка быть вежливым“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Привычки. Полезные и вредные
- Темочки
- принимать людей такими, какие они есть.
Ход:
– О чём будет наш разговор, я думаю, вы скажете, прослушав стихотворение «Здравствуйте!»
– Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
– Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
– Что вы можете ответить на эти вопросы? (ответы детей)
– Чему посвящена наша беседа? Почему сегодня вежливость - это про-блема? (ответы детей)
В мире вежливость стала не в почёте : люди стали забывать помогать старым людям, сопереживать друг другу, помогать ближним и не просить за это плату. Очень жаль.
– Как вы понимаете слово «вежливость»? (ответы детей)
– В словаре этики даётся такое понятие ВЕЖЛИВОСТИ :
Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало обычной нормой поведения и привычным способом общения с окру-жающими.
– А можно ли научиться быть вежливым? (ответы детей)
Анализ ситуации «Двое прохожих»
По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. У перво-го в руках было 5 предметов: 1 портфель, 3 книжки, 1 сверток. Одна из книг упала.
– У вас упала книга! – закричал мальчик, догоняя прохожего.
– Разве? – удивился тот.
– Конечно, объяснил мальчик, – у вас было 3 книги, 1 портфель и пакет – всего 5 вещей, а теперь осталось 4.
– Как, по-вашему, что ответил прохожий мальчику? (ответы детей)
– Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, – сказал прохо-жий, с трудом поднимая упавшую книгу, – однако есть правило, которого ты еще не усвоил.
– Что это за правило? Для чего нужны эти правила? (ответы детей)
Правила вежливых людей.
Ежели вы вежливы,
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы,
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
Вы, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами!
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы,
На тех, кто послабее,
Вы нападать не будете
Пред сильными робея.
Ситуация 1.
После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла сти-рать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу.
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
(ответы детей)
Анализ ситуации.
У двери в класс остановились девочка, мальчик, учительница. В каком порядке они должны войти в класс? (ответы детей)
ПРАВИЛО 1
Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.
Ситуация 2.
Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе.
«Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
(ответы детей)
ПРАВИЛО 2
Будь вежлив со своими товарищами.
Ситуация 3.
Коля, вбежав в класс, закричал:
– Привет, Серый!
– Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, ко-гда она упала в лужу!
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
(ответы детей)
ПРАВИЛО 3
Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.
Ситуация 4.
Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интере-сом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ре-бенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
(ответы детей)
ПРАВИЛО 4
Вежливый человек внимателен к людям.
Ситуация 5.
У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, игра-ют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
(ответы детей)
ПРАВИЛО 5
Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.
– Какие ещё правила вежливых людей можете назвать? (ответы детей)
– Однажды учё ные и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли грубость, насмешки оскорбления на здоровье людей?
- Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые серьёзные последствия.
Когда человеку приходится переживать боль и унижение от одноклас-сников, это сохраняется на долгие годы в памяти. Воспитанный человек ни-когда не будет подшучивать над физическими недостатками своих товари-щей, смеяться над ними.
– Нам всем не хватает добрых вежливых слов в общении. Как здорово услышать: «Я рад тебя видеть!», «Я готов тебе помочь!», «Здравствуйте!», «Будьте здоровы!». Всем людям плохо без внимания и сочувствия. Вот и да-вайте чаще говорить друг другу только приятные слова. От этого на капельку солнца прибавится в мире, на капельку счастья прибавится в мире, на ка-пельку радостней сделается жизнь.
Игра «Доскажи словечко»
– Вежливые люди знают много вежливых слов.
Сейчас мы узнаем, какие слова знаете вы. Послушайте стихи и доска-жите вежливые слова.
1. Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче … (здравствуй).
2. Вылез крот на белый свет
И сказал ежу … (привет).
3. Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать … (пожалуйста).
4. Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас – будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте … (любезны,
Будьте … (добры).
5. Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущё нно:
– Ну … (извините!
6. Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите:
… (До свидания).
7. Когда я что-то подарю,
Мне говорят:
… (Благодарю)
Тебе подарят что-нибудь –
Благодарить не позабудь!
8. Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить:
… (спасибо)
9. Играл Медвежонок на кухне в футбол
И перебил ненароком посуду.
К Медведице-маме понурый пришё л:
– … (Прости) меня, мама, я больше не буду!
– Молодцы! Вы знаете много вежливых слов.
Анализ ситуации.
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю
Витя просит:
- Извините,
Я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
- Извините,
Я немного опоздал.
- Тихомиров!
Покажите
Нам на карте город Псков.
- Извините, -
шепчет Витя -
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя
или нет?
Разберитесь в споре нашем,
И пришлите свой ответ.
- Какой совет вы бы дали Вите? (ответы детей)
Итог.
– Подходит к концу наше занятие. Ответьте на вопрос: «Что значит «Быть вежливым человеком?» (ответы детей)
– Чтение стихотворения:
А в играх с друзьями мы сами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует смелость, азарт, быстрота,
Да здравствует вежливость и доброта,
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится, – стыдится!
– Всем спасибо за внимание!