Ахимонова Наталья Викторовна
Воспитательное занятие в 8 классе «Бесконфликтное поведение»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ "Брасовская школа - интернат" Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Брасовская школа-интернат"
Воспитательное занятие "Бесконфликтное общение"
(8класс)
Воспитатель : Ахимонова Н. В.
Тема: "Бесконфликтное общение"
Цели:
Продолжать развивать способности адекватно реагировать на различные конфликтные ситуации и выхода из конфликтных ситуаций. Профилактика бесконфликтного общения.
Образовательные:
Публикация «Воспитательное занятие в 8 классе „Бесконфликтное поведение“» размещена в разделах
-продолжать знакомить воспитанников с основами бесконфликтного общения :
- формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;
-учить управлять своими эмоциями в ситуации конфликта, принимать правильное решение.
Развивающие:
-коррекция эмоционально-волевой сферы;
- продолжать развивать познавательный интерес;
- продолжать развивать личностные качества.
Воспитательные :
-продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
- продолжать воспитывать социально одобряемые формы поведения, умению действовать в социуме с учётом позиции других людей.
1. Вводное слово
Ребята, у нас сегодня присутствуют гости! Давайте встанем и поприветствуем их, улыбнёмся им и добрым взглядом пожелаем всего хорошего. Улыбнитесь и вы друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.
- Поговорим.
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо
- И хорошо не очень
- Что-то знаете вы
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим
- Вдруг будет интересно.
2. Оргмомент : " Круг добра. " (1 слайд)
– Подойдите ко мне те ребята, кто родился зимой.
- А сейчас мы увеличим наш круг.
Сейчас выйдут те, кто родился весной.
- Хорошо, наш круг стал больше.
А теперь подойдите те ребята, кто родился летом.
Подойдите ко мне, ребята, чье день рождение осенью.
- Посмотрите, какой у нас большой круг, мы все такие разные, но у нас, оказывается, есть много общего. А что у нас общего?
Вы все учитесь в нашей школе. За эти годы мы узнали друг о друге много,
- наши привычки, образ жизни, интересы, способности и многое другое.
Сейчас мы с вами выполним такое задание. Протяните рядом стоящему руку со словами: "Я рад общаться с тобой", а тот, кому вы протянете руку, протянет ее следующему с этими же словами. (Так по цепочке все берутся за руки и образуют круг.)
-Ребята, как вы думаете: человек может обойтись без общения? (Ответы детей)
-А вот каким бывает общение, узнаем сегодня.
Все молодцы, а сейчас садитесь все по местам.
3. Формулирование темы и цели занятия :
Я предлагаю послушать индийскую сказку и попытаемся определить тему нашего занятия.
Мудрецы и слон (2слайд)
Давным - давно в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он - слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул четвертый, нащупав бивень слона. "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
- Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон? Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие. У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
(Вопросы детям)
- Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?
- Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?
(Наличие другой стороны.)
Скажите, можно сказать, что между мудрецами произошел конфликт?
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково.
- Как вы думаете о чем будет идти речь на занятии?
- Кто догадался?
Тема нашего занятия : Бесконфликтное общение.
Сегодня мы с вами попробуем понять
ЧТО такое конфликт?
ГДЕ он возникает?
ПОЧЕМУ он возникает?
КАК его избежать?
(4 слайд)
4. Определение понятия «конфликт». (схема на слайде)
-Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает? (Ассоциограмма)
Дети: Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик, неумение общаться, агрессивность и много других причин.
(5слайд)
КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил, взглядов вызывающее серьезное разногласие, острый спор.
- Ребята! А с кем могут быть конфликтные ситуации?
Мозговой штурм «Причины возникновения конфликтов»
«А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда - либо участвовать в конфликтной ситуации? Давайте вспомним, отчего она могла возникнуть? Что было причиной конкретного конфликта?»
«Ребята, а как вы думаете, каковы причины возникновения конфликта? (После ответов детей делается вывод, что это:
(6 слайд)
Причины конфликта - это явления, события, факты, ситуации, которые способствуют конфликту и вызывают его. (СЛАЙД)
(СИТУАЦИи) 1 Вас нечаянно толкнули в коридоре школы:(ВАШИ ДЕЙСТВИЯ)
2 Одноклассник, будучи в плохом настроении указывает на ваши недостатки
3 Вы, будучи в плохом настроении нагрубили другу, а потом пожалели о случившемся
(-Что стало причиной конфликта в этих ситуациях)
У конфликта может быть множество отрицательных последствий, итог конфликтов зачастую непредсказуем.
Но многих конфликтов можно избежать, если вы научитесь контролировать свои эмоции и прислушиваться к мнению других.
«Как научиться контролировать свои эмоции».(раздать детям?
1. Можно рисовать на бумаге, что первым придет в голову, с силой заштриховать рисунок и в конечном итоге разорвать сам листок, скомкать его и выкинуть.
2. Попробуйте сосчитать до десяти, прежде чем поддадитесь нахлынувшему гневу.
3. Необычный способ. Во время спора попробуйте посчитать во рту свои зубы при помощи языка.
4. В любой ситуации, прежде чем выйти из себя, надо подумать о самых хороших моментах вашей жизни, сделайте глубокий вдох и уже на улыбке плавно выдохните.
5. Есть еще один способ справиться с эмоциями, это физические упражнения. От этого улучшается настроение. И это не обязательно должен быть определенный вид спорта, а просто регулярные прогулки и активный отдых.
-Часто ли у вас вспыхивают ссоры с товарищами?
-В чем вы видите их причину?
-Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем?
-Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте?
-Можно ли по разговорной речи судить о культуре воспитания человека?
ВЫПОЛНИМ ЗАДАНИЕ “Облака”. (8 слайд)
- Ребята закройте глаза (чтобы не смущаться) и поднимите руку те, кто никогда никого не обзывал обидным словом. (Результаты опроса известны только воспитателю.)
У вас на столах листки, вырезанные в форме облака.
Ребята напишите обидное слово, сказанное вам.
Слайд 8 (музыка (молния, звуки грома, шум дождя)
К доске прикреплено солнце.
Дети прикрепляют их на солнце.
- Что может сейчас произойти? (Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.) Что сейчас произойдет? ( пришла гроза: молния, гром и полил сильный дождь). Так и в жизни, ссорясь друг с другом мы обижаем близких нам людей.
Расскажите ребята, что вы чувствовали, когда вас обзывали, и что вы делали в ответ.
- А что чувствуют люди, которые обижают?
- Легко ли живётся такому человеку?
В чём вред конфликтов для здоровья (раздать детям)
Вывод: такой человек плохо ест, беспокойно спит, у него плохое настроение, может заболеть, поэтому лучше избегать конфликтов.
5 ГДЕ ВОЗНИКАЕТ КОНФЛИКТ?
- Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. Давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?
(Раздать детям по группам) (слайд 9)
1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
- будете плакать;
- ударите его;
- сделаете ему замечание;
- не скажите ничего;
- пожалуетесь учителю.
Сделаю ему замечание. (ответы детей)
2. Петя и Коля решали одно и то же математическое выражение. У них получились разные ответы.
- У меня правильный ответ! – сказал Петя
-Нет! Правильный ответ у меня, ты всегда решаешь неверно! – ответил Коля.
Петя соскочил со своего места и ударил одноклассника.
Как можно было избежать конфликта между одноклассниками?
3. У Саши во вторник дежурство по классу, но ему хочется быстрее ПОМЫТЬ ПОЛ и пойти играть. Он решил, что Катя обязана помочь ему в уборке. Катя отказалась, и Саша разозлился и ударил девочку.
(Саша мог вежливо попросить Катю помочь ему)
4. В одной семье дети хотели посмотреть телевизор, но выяснилось, что мальчики хотят смотреть мультфильм про роботов - трансформеров, а девочки – про прекрасных принцесс. Завязался спор, все начали кричать и ругаться. Вдруг один из мальчиков вспомнил мультфильм про кота Леопольда и крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Все рассмеялись и договорились, что сначала они посмотрят про принцесс, а потом про роботов.
Вывод:
КОНФЛИКТ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ ГДЕ УГОДНО, НО ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, НАСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ВОСПИТАН.
(Раздать детям)
Между детьми конфликты возникают по разным причинам. В частности, кто-то не уступил место; кто-то раскрыл чью-то тайну; кто-то не согласился с мнением другого; кто-то на кого-то придумал прозвище; кто-то победил в игре, а кто-то проиграл, зависть, эгоизм, подлость, неискренность, ревность, лень, лицемерие, корыстолюбие, склонность к сплетням,
Конфликтные ситуации на уроке - ученики опаздывают, переговариваются, списывают, отвлекаются, ленятся. Этот список может дополнить каждый обычный школьник. Учителя хотят, чтобы ученики не опаздывали, не отвлекались, не списывали, не переговаривались,
Конфликты делятся на виды, давайте рассмотрим на какие виды :
-(7 Слайд)
- «Виды конфликтов разнообразны, выделяют:
Внутриличностный, где участниками конфликта выступают не люди, а различные факторы внутреннего мира человека, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства. Это так называемое неумение «жить в ладу с самим собой».
Межличностный - это самый распространённый вид конфликта. Он представлен двумя сторонами. Чаще всего – это борьба между двумя сторонами.
Межгрупповой конфликт. Участниками являются различные группы, между которыми могут возникать конфликты.
Между личностью и группой. Группа устанавливает свои правила поведения и общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых правил группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.
Социальный конфликт – это ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие - то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга.
(8 слайд)
6 Давайте немного отдохнем
Физминутка
Упражнение " дождь"
Участники становятся в круг. "друзья, давайте вспомним теплый летний дождь? Если мы будем внимательными, то услышим, каков он. Я буду показывать движения, а вы будете повторять их.
- В летний день поднялся ветер. (тереть ладони).
- Начинает накрапывать дождь
(щелчок пальцами).
- Дождь усиливается
(поочередные хлопки по груди)
- Начинается настоящий ливень.
(хлопки по ногам)
- А вот гроза, настоящая буря (топанье ногами)
- Но что это? Буря начала утихать
(хлопки по ногам)
- Ливень превращается в дождь
(хлопки ладонями по груди)
- Жидкие капли падают на землю
(щелчок пальцами).
- Утихает ветер (тереть ладони)
- Солнце (руки кверху).
Мы немного расслабились.
7 Почему возникает конфликт?
Как вы думаете, почему во время конфликта люди кричат, спорят, дерутся?
Почему люди кричат (Философская притча).
Как-то во время занятий учитель задал вопрос своим ученикам:
– Кто из вас может ответить, почему люди кричат, когда конфликтуют, ссорятся и выясняют отношения?
– Наверное, потому, – ответил один из учеников, – что теряют спокойствие.
– Но почему нужно именно кричать? Ведь человек находится рядом с тобой. Расстояние между вами невелико. Разве нельзя говорить тихо? Человек кричит, если сердится? Почему
Ученики предлагали разные ответы, ни один из которых не устроил Учителя.
Поняв, что он не дождется нужного ответа, учитель объяснил:
– Когда люди ссорятся, они не слышат друг друга, они не понимают друг друга, и тогда их сердца отдаляются. Для того чтобы преодолеть это расстояние, им приходится кричать, чтобы услышать друг друга. И чем сильнее непонимание, тем сильнее конфликт между людьми, тем больше расстояние и тем громче они кричат
Ситуация 1.(вариативная часть)
Идёт урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели?»
- Какова реакция учителя на слова Сергея?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
Ситуация 2.
Воспитатель заходит в комнату и говорит воспитанникам : «Сколько можно говорить? Уберите за собою, разбросали всё, словно смерч пронёсся в комнате! Говоришь, а им, как об стену горохом!»
- Какова реакция воспитанников?
- Как бы вы поступили на месте воспитателя?
Ситуация 3.
Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: «Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь!»
- Какова реакция ученика?
- Как бы вы поступили на месте учителя?
Так, почему возникает конфликт?
(вывод( 9слайд) из - за
- неприятие чужого мнения;
- пренебрежение правами другого человека;
- неумение слушать других;
- сознательное стремление обидеть друг друга;
-непонимание;
- неумение управлять эмоциями.
А чтобы не конфликтовать надо постоянно работать над собой, избавляться от негативных черт характера.
Я предлагаю вам открыть себя с другой стороны. Для этого поиграем в игру
"Корзина мусора". (10 слайд)
Люди являются неповторимыми личностями, но не совершенными. Каждый хотел бы что-то изменить в себе: черту характера, привычку, изъян которая может привести к конфликту, или приводит к конфликту, мешает вам в жизни и вы хотели бы от нее избавиться.
(воспитатель раздает листочки)
Подумайте и на этих листочках, которые вы получили я предлагаю вам продолжить фразу:
«Я хотел бы выбросить в корзину для мусора. (участники пишут привычки, качества характера, которые им мешают)»
Лень, принципиальность, упрямство, обман, курить, хамство, уметь слушать, злоба, грубость, вежливость.
Зачитайте, сожмите бумажку и выбросьте ее в корзину
(И бросают в корзину).
Чтобы не было ссор во время споров, люди должны научиться уступать друг другу. Большинство житейских конфликтов можно решить, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.
Давайте с вами выведем правила бесконфликтного общения.
Слайд 11
Правила на слайде (слайд (читают дети)
Итак, какие правила общения помогут нам в конфликтной ситуации?
-Оставайся спокойным и уравновешенным.
-Будь терпеливым.
- Не отвечай обидой на обиду
- Будь готовым признать свою вину.
- Не надо мстить.
- Поставь себя на место своего собеседника
-Умей правильно выразить свое мнение
- Умей услышать своего собеседника.
Человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым. Между людьми возникает непонимание, они просто не хотят больше общаться, могут прибегнуть к силе.
Мы сегодня говорили о том, что необходимо знать и соблюдать правила бесконфликтного общения.
(вариативная часть)
А какими качествами нужно обладать, чтобы быть приятным, интересным собеседником, товарищем?
Сейчас я раздам вам карточки, со словами. Там есть положительные и отрицательные качества. Выберите те, которые вы считаете нужными.
Качества личности:
Общительность, чрезмерное любопытство, ложь, вежливость, тактичность, болтливость, доброжелательность, высокомерие, пренебрежение, умение сочувствовать, умение слушать, равнодушие, бездушие, грубость, сердечность.
Упражнение на взаимодействие «Веревочка»
Участники делятся на 2 группы, каждой группе выдается веревочка по 5 метром. Участники закрывают глаза и с помощью веревки строят треугольник, квадрат и круг. Разговаривать можно.
Какие эмоции вы испытали после выполнения данного упражнения.
Удалось ли вам договориться и выполнить задание.
Какой вывод можно сделать, после этого упражнения? (для решения любого конфликта нужно уметь договариваться, услышать мнение другого, а поэтому в жизни каждого человека нужны правила, которые бы помогали ему правильно выходить из конфликтных ситуациях.
Подведение итогов.
Разрешить конфликт - это значит найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.
В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
(сделать памятки и раздать детям) (прочесть детям)
-Избегать конфликтов, ссор, не совершать необдуманных поступков.
-Уважать мнения других людей.
-Принимать других такими, какие они есть, со всеми их недостатками.
-Уметь прощать обиды.
-Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.
-Научиться признавать ошибки и уметь извиняться за них.
-Научиться сотрудничать, договариваться, уступать.
-В споре быть сдержанным и тактичным.
-Стараться помочь человеку, если видишь, что он находится в сложной ситуации.
Надеюсь, что вы будете соблюдать правила бесконфликтного общения и поделитесь с другими ребятами
Итог: я надеюсь, что сегодняшнее занятие прошло не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.
Рефлексия:
Сейчас я раздам вам по веточке вербы.
Перед вами 2 вазы. Поместите вашу веточку там, где вы считаете нужным при ответе на вопрос: “Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли она ваше поведение?”.
1 - Интересно, полезно.
2 - Бесполезно, безразлично.
Слайд 12.
В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…».
-Любой человек также сложен, интересен, глубок, раним, как вы сами. Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.
Всего вам доброго, ребята.