Светлана Саетова
Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста
Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте. Основная цель состоит в том, чтобы научить ребенка к пяти годам правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем большие успехи могут быть достигнуты.
Публикация «Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
К сожалению, в современной методической литературе вопросы звуковой культуры речи у детей третьего года жизни освещены недостаточно. Между тем третий год жизни наиболее благоприятен для воспитания произносительной стороны речи : в 2 года ребенок способен легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти.
Основной задачей воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни является обучение их в первую очередь правильному произношению звуков, отчетливому и внятному произношению слов. Поэтому большая часть заданий должна быть направлена на уточнение и закрепление правильного произношения звуков, соответственно программе в определенной последовательности, с учетом артикуляционной трудности их произношения. В этом возрасте уточняем произношения почти всех звуков русского языка.
На занятиях по развитию речи, да и в повседневном общении, мы приучаем детей ясно и отчетливо произносить слова, точно сохраняя их слоговую структуру. При общей смягченности речи обращаем внимание на правильность произнесения твердых согласных. Однако, чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно – слова, пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, учим прежде всего их слышать и внимательно слушать речь окружающих, т. е. развивать слуховое восприятие.
Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще не достаточно окреп. Дошкольники не всегда умеют правильно им пользоваться, часто говорят тихо (или наоборот, крикливо, не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка. Поэтому следующая задача, которая стоит перед воспитателем – научить детей пользоваться голосом с различной силой (говорить громко, умеренно, тихо, т. е. развивать у детей голосовой аппарат.
На третьем году жизни дети начинают широко пользоваться фразами, состоящими из трех-четырех и более слов, учатся, отвечая на вопросы, рассказывать об увиденном и услышанном. Начиная с этого возраста, учим детей пользоваться умеренным темпом, т. е. говорить, не торопясь. Наша речь не всегда произносится в едином темпе, поэтому обращаем внимание детей на то, что слова можно произносить быстро и медленно. Ускорение и замедление речи является неотъемлемой частью интонационной выразительности.
Речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произношение слов и фраз. Для произношения ряда звуков ([в], [ф], [з], [с] и др.) требуется не только правильное прохождение воздушной струи, но и достаточной силы выдох. У детей третьего года выдох, как правило, ослаблен, укорочен. Поэтому ребятам трудно произносить некоторые фрикативные звуки ([с], [з]).
Развитие речевого дыхания на данном этапе сводится к проведению определенной подготовительной работы. Задача ее заключается в том, чтобы научить детей свободно, долго, плавно производить выдох через рот (некоторые дети при дутье на ватку, при произнесении гласных звуков одновременно производят и выдох через нос).
Таким образом, воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков, на выработку отчетливого и внятного произношения слов и фраз, на развитие слухового восприятия, на укрепление артикуляционного и голосового аппарата.
В группе раннего возраста 1-2 раза в месяц мы проводим специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи. Кроме того, 2-3 раза в месяц планируем упражнения на формирование звукопроизношения, слухового внимания и восприятия, развития дыхания и т. д. Эти упражнения составляют часть занятий по ознакомлению с окружающим, художественной литературой (длительность из 3-6 минут). Четкое произношение, правильное речевое дыхание и т. д. отрабатывается и на других занятиях, в частности на музыкальных.
Необходимость в специальных занятиях диктуется тем, что при фронтальном обучении имеется возможность проводить систематическую планомерную работу с подгруппой детей. Все вышеперечисленные задачи соответствуют нашей программе «Детство» раннему возрасту.
Занятия с детьми раннего возраста по возможности мы стараемся проводить в игровой форме, создаем игровые ситуации, не только во время занятия и в режимных моментах, в совместной деятельности, что соответствует ФГТ (Федеральным Российским требованиям).
Литература:
1. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М. : Мозаика – Синтез. 2005. – 64с.
2. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, ВЛАДОС, 2004 – 287с.
3. «Младший дошкольник в детском саду» «Как работать по программе «Детство» Т. И. Бабаева «Детство- Пресс», 2008г. – 288с.
4. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» В. И. Логинова «Детство- Пресс» 2008г. - 204с.