МААМ-картинки

Воспитание уважительного отношения к семье у детей старшего дошкольного детства как проблема

Вильдяйкина Елена
Воспитание уважительного отношения к семье у детей старшего дошкольного детства как проблема
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация.

В статье рассматривается вопрос воспитания

уважительного отношения к семье у детей старшего дошкольного

возраста. Раскрывается содержание понятия «уважительное отношение к

семье». Выделяются способы воспитания у детей старшего дошкольного

возраста уважительного отношения к семье.

Публикация «Воспитание уважительного отношения к семье у детей старшего дошкольного детства как проблема» размещена в разделах

Ключевые слова: семья, образ жизни семьи, традиции, уважительное

отношение к семье.

Процесс воспитания в детях уважительного отношения к семье,

родителям, вообще старшим поколениям, формирование у личности

ценностного взгляда на брак и семейную жизнь, жизнь в соответствии с

традиционными семейными и нравственными ценностями

основополагающие задачи воспитания духовно-нравственной личности.

Создатели Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования подчеркивают необходимость сформировать у

ребенка основы личностной культуры будущего гражданина и семьянина.

Воспитание дошкольника направлено на формирование такой картины мира,

в которой особое место принадлежит семье, представлениям о ней, у ребенка

развито уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье,

дети приобщены к социокультурным нормам, семейным и общественным

традициям.

Задача приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи

ставится Федеральным государственным образовательным стандартом

дошкольного образования. Согласно документу итоговым результатом

воспитания является следующий портрет личности ребенка: у ребенка

развиты элементы уважительного отношения к семье, сформировано

представление о себе как части семьи, он понимает и ценит родственные

отношения и взаимосвязи, семейные традиции и т. п. (данный итоговый

результат описан только применительно к нашему исследованию).

Для каждого ребенка семья является важным институтом

социализации, местом, где он перенимает паттерны поведения в социуме,

учится общаться со старшими и младшими членами семьи, в семье

формируются основополагающие черты будущей личности, нравственные

чувства и социально-значимые качества ребенка. Семья является основой

формирования ценных социально-нравственных взаимоотношений между

взрослыми, взрослыми и детьми. С педагогической точки зрения период

дошкольного детства это сензитивный период для решения задач по

формированию уважительного отношения к семье, развития чувства

принадлежности к семье. Учитывая важность данного периода в жизни

ребенка, а также стоящие перед государством задачи поддержки семьи,

современные программы дошкольного образования разрабатываются с

учетом требований ФГОС дошкольного образования.

Таким образом, с нормативной точки зрения основы для формирования

уважительного отношения к семье созданы, однако само понятие

«уважительное отношение к семье» не разработано, поэтому для начала

попытаемся определить основные понятия: «отношение», «семья».

Одни исследователи утверждают, что поскольку в основе отношений

лежат экономические отношения, следовательно, эти отношения носят

исключительно объективный характер (Г. М. Гак). Другие ученые тесно

связывают отношения и сознание, общую направленность мыслей человека,

чувства, внимание (В. Н. Купцов). Третьими отношения позиционируются как

некое общественное явление, которое заключается в «единстве объективного

и субъективного» (О. Г. Дробицкий, А. Г. Здравомыслов, раскрывая

подробнее этот взгляд отметим, что в нем видится объединение объективного

содержания и субъективной формы (возникновение потребности имеет

материальную основу, оно объективно, тогда как отношение личности

является субъективным, поскольку проходит через ее сознание и выражается

субъективным образом. Такая точка зрения, на наш взгляд, в полной мере

характеризует природу отношения личности, позволяя рассматривать

характерные стороны данного явления.

В структуре отношений такие исследователи как А. А. Бодалёв, Я. Л.

Коломинский, Б. Д. Парыгин, С. Л. Рубинштейн выделяют три базовых

компонента отношений : а) гностический (когнитивный или

информационный); б) аффективный (эмоциональный, мотивный); в)

поведенческий (практический). Совокупность данных компонентов

представляет итоговое отношение, которое человек выражает вовне,

демонстрирует обществу.

Для определения понятия «уважительного отношение к семье», следует

обратиться к определению понятия «семья» и рассмотреть роль семьи в

развитии ребенка.

Под семьей понимается немногочисленная малая социальная группа,

членов которой объединяет непосредственное личное общение и общая

социальная деятельность, что выступает основой для формирования

определенных групповых норм и групповых процессов.

Именно семья закладывает основы нравственности человека,

формирует нормы поведения, раскрывает богатство внутреннего мира и

определяет индивидуальные личностные качества.

Тот опыт, который ребенок получил в дошкольном возрасте, он

транслирует в мир всю оставшуюся жизнь, поэтому так важно создать

условия для благоприятного и плодотворного развития личности именно в

этот период ее жизни.

Вся совокупность действий и поступков, потребностей и идеалов,

интересов и умозаключений, образа действий и образа мыслей, образа чувств

и характера взаимоотношений, особенностей общения и установок, целей и

верований представляет собой феномен, раскрывающий социально-психологические аспекты образа жизни семьи. Все это множество может

быть легко упорядочено, и в этом случае можно вести речь об

эмоциональном, поведенческом и когнитивном компоненте образа жизни

семьи.

Составляющими когнитивного компонента являются взгляды,

представления и верования родителей, их ожидания и знания.

В эмоциональный компонент следует включить систему внутрисемейных отношений : супружеские, детско-родительские, отношения

между братьями и сестрами.

Поведенческий компонент составляют три элемента: практика ухода за

ребенком, характер дисциплинарных воздействий, стиль общения, принятый

в семье.

Представление о традиционном воспитании ребенка в свете уважения к

семье предполагает следование неким традициям, сформированным и

практическим применяемым на протяжении многих поколений. Именно

традиция уважения к семье, ее роли в жизни общества, ее значения для

подрастающего поколения лежит в основе воспитания уважительного

отношения к семье у дошкольника.

Однако современная наука не разработала общего подхода к

определению «традиции». В самом общем представлении традиция является

наиболее устойчивыми компонентами культуры, определяющими ее

«каркас», имеющими нормативное и аксиологическое значение. Традиция не

создается одномоментно, ее невозможно разработать и внедрить. Традиция

складывается постепенно методом проб и ошибок, на протяжении жизней

множества людей формируется определенная практика, в которой

отсеивается излишнее, не подтвердившее свою полезность и эффективность

и остается только ценное и продуктивное. Вот почему традиция имеет такое

значение, это метод, опробованный на многих людях и принесший

положительный результат.

Семья из поколения в поколение воспроизводит традиции, которые

лежат в основе методов воспитания, общения, взаимодействия, решения

различного рода задач. Ребенок воспринимая традиции семьи впоследствии

также будет их воспроизводить уже в своей новой семье.

Существуют традиции, свойственные конкретной семье, которые

передаются в ней из поколения в поколение, они имеют значение для членов

этой семьи, но для других членов общества они малозначимы (например,

традиция собираться всем членам семьи каждое воскресенье дома за обедом).

Однако есть традиции, свойственные для семей данного общества. Так, в

российском обществе традиционно уважается старшее поколение,

традиционно младшие помогают старшим и заботятся о младших,

традиционно принято сопереживать близким, поддерживать их в трудную

минуту и т. д. Именно такого рода традиции должны быть переданы ребенку

дошкольного возраста, такие традиции он должен освоить и пронести через

всю свою жизнь. Тогда как мини-традиции семьи, понимая их ценность и

важность, он уже усвоит в своей.

Таким образом, задача дошкольного образования состоит в

формировании мировоззрения и картины мира в которых ребенок:

- изучает родословную семьи, историю, традиции, обычаи, помнит

рассказы членов семьи о своем детстве, участвует в днях памяти, ухаживает

за могилами, хранит семейные реликвии;

- уважительно относится к старшим членам семьи (к их знаниям и

опыту, любит их, оказывает внимание старикам посредством добрых дел,

добровольно берет на себя работу стариков по возрастным и физическим

способностям, видит, что нужно в конкретной ситуации, исполняет сказанное

старшими;

- проявляет заботу в отношении родителей, знает нужды родителей,

слышит, слушает и понимает, что говорят родители, соблюдает

установленный порядок, прислушивается к их мнению, помимо порученного

выполняет еще какую-либо работу, не говорит грубых слов, не вмешивается

в разговор взрослых, спрашивает позволенья;

- проявляет доброжелательность и доброту в отношении младших по

возрасту детей, заботится о них и оказывает помощь.

Все вышесказанное позволяет сформулировать понятие

«уважительного отношения к семье». Уважение к семье личностное

мировоззрение, включающее представление сопричастности своей семье и

роду, которое выражается посредством почитания родителей и предков;

ценностное отношение к нравственным ценностям – любви, дружбе,

верности, уважению – как основам семьи; стремление передать и

приумножить национальные, культурные семейные традиции; желание вести

здоровый образ жизни; развитость эмоциональной отзывчивости на чувства,

заботу и переживание членов семьи; нравственное удовлетворение от

признания родителей и любви со стороны членов семьи, потребность активно

участвовать в жизни семьи.

Публикации по теме:

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Фотоотчет о мероприятии «Все мы родом из детства!» для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет о мероприятии «Все мы родом из детства!» для детей старшего дошкольного возраста Дети всегда смеются и улыбаются, когда слышат о том, что взрослые люди тоже были маленькими. С целью ознакомления с дошкольным возрастом.

Консультация для педагогов и родителей «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим» Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Но не следует забывать, что воспитание осуществляется.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения про уборку, пришивание пуговицы и поход для детей на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание уважительного отношения к семье у детей старшего дошкольного детства как проблема
Опубликовано: 26 апреля 2023 в 19:15
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание уважительного отношения к семье у детей старшего дошкольного детства как проблема» (включая файлы) размещена пользователем Вильдяйкина Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД