Получи документы

Воспитание позитивного отношения детей старшего дошкольного возраста к труду в природе

Татьяна Груздкова
Воспитание позитивного отношения детей старшего дошкольного возраста к труду в природе
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что труд детей в природе является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. В период дошкольного детства у детей формируются начальные представления о том, что труд в природе полезен и необходим не только для самого ребенка, но и для окружающих людей.

В последние годы реализация на практике некоторых форм трудового воспитания затруднена. Например, санитарными правилами запрещена посадка плодоносящих деревьев и кустарников, экологическая обстановка в крупных городах не позволяет выращивать и употреблять в пищу овощные культуры, выращенные на территории детского сада [5, р. 3, п. 3.1]. Не допускается размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых комнат [5, р. 6, п. 6.11]. Из этого следует, что некоторые виды труда в природе не доступны детям дошкольного возраста.

Публикация «Воспитание позитивного отношения детей старшего дошкольного возраста к труду в природе» размещена в разделах

Важно заметить, что современные родители, а порой и педагоги отдают приоритет умственному развитию детей, подготовке их к школе, а трудовое воспитание отодвигается на второстепенный план. Порой взрослые сами берут на себя те трудовые функции, которые должен выполнять ребенок, что, в конечном счете, приводит к полному отсутствию у детей желания не только трудиться в природе, но и выполнять элементарные навыки самообслуживания. Также, современные дети все чаще зацикливаются на играх и просмотрах видеороликов, используя различные гаджеты, что в итоге отнимает у них бесценное время. Поэтому все чаще наблюдается, что к старшему дошкольному возрасту дети отказываются выполнять элементарные поручения, как родителей, так и воспитателей.

Труд в природе имеет специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечной целью может выступать - выращивание овощей, цветов – и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро. Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной работы. Отсюда вытекает вопрос, как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но необходимой работе?

Чтобы у детей были сформировано позитивное отношение к труду в природе необходимо соблюдать педагогические и гигиенические требования [1], такие как:

- организовывать разный по содержанию труда : уход за животными, растениями, выращивание растений на участке;

- необходимость формирования практических навыков и умений в единстве со знаниями;

- деятельность детей должна быть регулярной и систематически усложняться;

- труд детей в природе должен быть посильным;

- должна обеспечиваться правильная поза детей во время труда в природе.

Система подбора методов воспитания позитивного отношения к труду в природе должна строиться на умении побуждать, а не принуждать ребенка к активной созидательной деятельности [2].

Первоначально в ходе изучения педагогической литературы было раскрыто воспитательно-образовательное значение труда в природе [4]. Также были рассмотрены и проанализированы методы воспитания позитивного отношения к труду в природе и определены три основные формы организации труда в природе, которые были в свое время научно разработаны и практикуются в настоящее время.

С учетом перечисленных выше требований был разработан и апробирован комплекс педагогических условий по формированию позитивного отношения к труду в природе.

И так, работа по воспитанию позитивного отношения к труду в природе осуществлялась в три этапа:

На подготовительном этапе мы подобрали содержание труда в природе, которое соответствует возрастным особенностям детей старшей группы. Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы и участка для организации труда в природе показал, что необходимо приобрести оборудование и инвентарь, такие как:

- грабли деревянные (примерное количество зубьев 7, расстояние между ними 2,3-2,5 см, высота зубьев 5 см, длина гребенки 20-22 см, длина граблей 100-110 см, сечение ручки 2-3 см) для сгребания листьев – 4 штуки;

- совки (длина лотка 10 см, ширина 7-8 см, длина совка 15-20 см) для выкапывания и посадки растений, рыхления почвы – 3 штуки [3].

Во время проведения практического этапа мы проводили различные виды труда в природе.

На этом этапе были использованы такие формы организации труда в природе как : поручения, дежурства и коллективный труд. И использованы разнообразные методы формирования позитивного отношения к труду в природе, такие как: рассматривание картин и репродукций; просмотр видеофильмов; дидактические и сюжетно-ролевые игры; мини-мастерские и так далее. В заключительный этап был организован коллективный труд в природе, тема: “Зимний огород”. В организации данного вида труда не возникло сложностей, т. к. дети постепенно, начиная с сентября, выполняли различные трудовые действия по посадке, уходу за растениями.

Стоит отметить еще один компонент комплекса педагогических условий – работа с родителями. Родители привлекались к участию в различных выставках совместных работ, созданию коллажей и стенгазет. Также важной формой работы с родителями можно назвать совместную деятельность с детьми, такую как: уборка листьев или снега. Родителям важно показать своим детям пример, как трудиться. Была разработана памятка “Воспитание бережного отношения к природе”. Для каждого вида труда в природе подбирались необходимые атрибуты и материалы, за счет этого пополнялась экологическая РППС.

Данная работа позволила определить педагогические условия, при которых у детей старшей группы будет сформировано позитивное отношение к труду в природе :

- содержание труда в природе соответствует данному возрасту;

- разнообразна экологическая предметно-развивающая среда, присутствуют живые объекты, требующие ухода;

- внедрены различные интересные для детей формы организации труда в природе и методы воспитания позитивного отношения к труду в природе.

- труд детей побуждался желанием помочь растениям, гуманным отношением к живым объектам

- родители активно участвовали в процессе формирования у детей позитивного отношения к труду в природе.

Таким образом, создание необходимых педагогических условий способствовало формированию у детей старшей группы позитивного отношения к труду в природе.

Публикации по теме:

«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные.

Игра «Монополия». Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаИгра «Монополия». Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экономическое воспитание (финансовая грамотность) является одной из социальных проблем общества, которая тесно связана с семьей и детьми.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Конспект НОД по ручному труду «Украшаем елочку» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по ручному труду «Украшаем елочку» для детей старшего дошкольного возраста .

Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста «Весна. Изменения в природе»Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста «Весна. Изменения в природе» Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста. «Весна. Изменения в природе» Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках.

Мастер-класс по ручному труду для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Овечка»Мастер-класс по ручному труду для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Овечка» Ребёнок боится брать ножницы в руки? Как же тогда научить его умело владеть навыками вырезания? В этом легко и без принуждения ребенку поможет.

Планирование безопасности на природе для детей старшего дошкольного возрастаПланирование безопасности на природе для детей старшего дошкольного возраста Цель: уточнить и закрепить правила безопасного поведения в природе. Задачи: Расширять представления о правильном поведении на природе, во.

Родительское собрание «Воспитание бережного отношения к природе у дошкольников» в подготовительной группе «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольников» Цель:Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей в детском.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование – это формирование у детей знаний и представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание позитивного отношения детей старшего дошкольного возраста к труду в природе
Опубликовано: 8 июня 2022 в 06:40
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание позитивного отношения детей старшего дошкольного возраста к труду в природе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Груздкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД