Татьяна Груздкова
Воспитание позитивного отношения детей старшего дошкольного возраста к труду в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что труд детей в природе является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. В период дошкольного детства у детей формируются начальные представления о том, что труд в природе полезен и необходим не только для самого ребенка, но и для окружающих людей.
В последние годы реализация на практике некоторых форм трудового воспитания затруднена. Например, санитарными правилами запрещена посадка плодоносящих деревьев и кустарников, экологическая обстановка в крупных городах не позволяет выращивать и употреблять в пищу овощные культуры, выращенные на территории детского сада [5, р. 3, п. 3.1]. Не допускается размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых комнат [5, р. 6, п. 6.11]. Из этого следует, что некоторые виды труда в природе не доступны детям дошкольного возраста.
Публикация «Воспитание позитивного отношения детей старшего дошкольного возраста к труду в природе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2022
Важно заметить, что современные родители, а порой и педагоги отдают приоритет умственному развитию детей, подготовке их к школе, а трудовое воспитание отодвигается на второстепенный план. Порой взрослые сами берут на себя те трудовые функции, которые должен выполнять ребенок, что, в конечном счете, приводит к полному отсутствию у детей желания не только трудиться в природе, но и выполнять элементарные навыки самообслуживания. Также, современные дети все чаще зацикливаются на играх и просмотрах видеороликов, используя различные гаджеты, что в итоге отнимает у них бесценное время. Поэтому все чаще наблюдается, что к старшему дошкольному возрасту дети отказываются выполнять элементарные поручения, как родителей, так и воспитателей.
Труд в природе имеет специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечной целью может выступать - выращивание овощей, цветов – и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро. Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной работы. Отсюда вытекает вопрос, как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но необходимой работе?
Чтобы у детей были сформировано позитивное отношение к труду в природе необходимо соблюдать педагогические и гигиенические требования [1], такие как:
- организовывать разный по содержанию труда : уход за животными, растениями, выращивание растений на участке;
- необходимость формирования практических навыков и умений в единстве со знаниями;
- деятельность детей должна быть регулярной и систематически усложняться;
- труд детей в природе должен быть посильным;
- должна обеспечиваться правильная поза детей во время труда в природе.
Система подбора методов воспитания позитивного отношения к труду в природе должна строиться на умении побуждать, а не принуждать ребенка к активной созидательной деятельности [2].
Первоначально в ходе изучения педагогической литературы было раскрыто воспитательно-образовательное значение труда в природе [4]. Также были рассмотрены и проанализированы методы воспитания позитивного отношения к труду в природе и определены три основные формы организации труда в природе, которые были в свое время научно разработаны и практикуются в настоящее время.
С учетом перечисленных выше требований был разработан и апробирован комплекс педагогических условий по формированию позитивного отношения к труду в природе.
И так, работа по воспитанию позитивного отношения к труду в природе осуществлялась в три этапа:
На подготовительном этапе мы подобрали содержание труда в природе, которое соответствует возрастным особенностям детей старшей группы. Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы и участка для организации труда в природе показал, что необходимо приобрести оборудование и инвентарь, такие как:
- грабли деревянные (примерное количество зубьев 7, расстояние между ними 2,3-2,5 см, высота зубьев 5 см, длина гребенки 20-22 см, длина граблей 100-110 см, сечение ручки 2-3 см) для сгребания листьев – 4 штуки;
- совки (длина лотка 10 см, ширина 7-8 см, длина совка 15-20 см) для выкапывания и посадки растений, рыхления почвы – 3 штуки [3].
Во время проведения практического этапа мы проводили различные виды труда в природе.
На этом этапе были использованы такие формы организации труда в природе как : поручения, дежурства и коллективный труд. И использованы разнообразные методы формирования позитивного отношения к труду в природе, такие как: рассматривание картин и репродукций; просмотр видеофильмов; дидактические и сюжетно-ролевые игры; мини-мастерские и так далее. В заключительный этап был организован коллективный труд в природе, тема: “Зимний огород”. В организации данного вида труда не возникло сложностей, т. к. дети постепенно, начиная с сентября, выполняли различные трудовые действия по посадке, уходу за растениями.
Стоит отметить еще один компонент комплекса педагогических условий – работа с родителями. Родители привлекались к участию в различных выставках совместных работ, созданию коллажей и стенгазет. Также важной формой работы с родителями можно назвать совместную деятельность с детьми, такую как: уборка листьев или снега. Родителям важно показать своим детям пример, как трудиться. Была разработана памятка “Воспитание бережного отношения к природе”. Для каждого вида труда в природе подбирались необходимые атрибуты и материалы, за счет этого пополнялась экологическая РППС.
Данная работа позволила определить педагогические условия, при которых у детей старшей группы будет сформировано позитивное отношение к труду в природе :
- содержание труда в природе соответствует данному возрасту;
- разнообразна экологическая предметно-развивающая среда, присутствуют живые объекты, требующие ухода;
- внедрены различные интересные для детей формы организации труда в природе и методы воспитания позитивного отношения к труду в природе.
- труд детей побуждался желанием помочь растениям, гуманным отношением к живым объектам
- родители активно участвовали в процессе формирования у детей позитивного отношения к труду в природе.
Таким образом, создание необходимых педагогических условий способствовало формированию у детей старшей группы позитивного отношения к труду в природе.