Татьяна Азарова
Воспитание нравственных чувств у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений.
У малышей уже 3-его года жизни могут появляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет.
Темочки:
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Необходимо обращать внимание дошкольников, прежде всего, на те стороны действительности, которые укрепляли бы в них веру в торжество добра и справедливости. Взрослые должны поддерживать уверенность в детях в полной защищенности их от зла и несправедливости, чтобы они никогда не испытывали страх наказания за совершенный проступок,иногда вина ребенка столь незначительна, случайна, а угрозы взрослых столь серьезны, что малыш неправильно оценивает, что хорошо, что плохо.
Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к людям. Взрослые завоевывают любовь детей и своим отношением к труду, преданностью к своей родине, их поведение служат для ребят наглядным примером.
Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательное отношение к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь. Тех же детей, которые легкомысленно за все берутся, хвастаясь, что все умеют, но бросают дело при первых же затруднениях, следует приучать добросовестно относиться к любому делу, начатое дело доводить до конца, не быть небрежным.
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений. Отсутствие у ребенка таких представлений, не знание того "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?", мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых. При формировании у детей этических представлений не нужно требовать от них определения понятий. Содержание же их дети могут уяснить только на конкретных примерах из жизни или из художественных произведений. Выявлять знания и формировать представление детей можно не только задавая прямые вопросы. Очень полезно проведение специальных бесед, создание различных ситуаций, в которых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать предпринять, чтобы выйти из затруднения.
Подготовка ребенка к школе не должна состоять только в обучении его чтению, математике, письму. Нельзя забывать о духовной подготовке - развитии сознательного отношения к делу, воспитании чувства ответственности, уважения к окружающим, благородных убеждений, человечности, мужества.