Рита Саяхова
Воспитание интереса к национальной культуре в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание интереса к национальной культуре в детском саду.
Вопрос о национальном воспитании детей в детском саду имеет серьезнейшее значение. Надо сказать, что впечатления детства глубоко влияют на все дальнейшее формирование человека, на организацию его поведения.
Публикация «Воспитание интереса к национальной культуре в детском саду» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Национальное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также уважением к другим народам родной страны. В соответствии с этим можно наметить основные направления, по которым строиться работа по национальному воспитанию в детском саду. Прежде всего, это воспитание у дошкольников дружелюбного отношения к людям других национальностей. Выделение этого направления приобретает особую важность, потому что состав большинства детских садов многонационален. Национальное воспитание предлагает также обязательное ознакомление ребенка с трудом, бытом, искусством народа той республики, в которой он живет.
Таким образом, патриотическое и интернациональное воспитание органически связаны между собой и являются одними из компонентов национального воспитания. При планировании педагогического процесса необходимо предусматривать оба эти направления и в соответствии с возрастом отбирать содержание и средства воспитания.
Существует несколько алгоритмов национального воспитания :
1. Изучение родного языка и родной культуры
2. Изучение других языков и культур
3. Формирование толерантного сознания детей на основе диалога культур.
1. Изучение детей с традициями семьи
2. Изучение местности (деревня, село, город)
3. Изучение республики
4. Изучение страны
5. Изучение мира (всей планеты)
Большая работа должна вестись с родителями детей, так как истоки национального воспитания закладываются с первых дней рождения ребенка.
Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери, чтобы пробуждение его личности, формирование сознания и самосознания совершилось на родном языке.
Ребенок, должен слышать песню еще в колыбели. Пение несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон. Песня научит его первому одухотворению, песня даст ему ощущение душевного счастья. Песня глубока как человеческое страдание; искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение.
Было бы очень хорошо, если бы в семьях происходило чтение вслух классиков разных народов, по очереди всеми членами семьи хотя бы понемногу…Существенны и ненавязчивые семейные беседы о преимуществах родного языка – о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой неисчерпаемости, точности и т. д. К сожалению, зачастую и взрослые обладают убогим словарным багажом: за вычетом нецензурной лексики в их речи насчитывается всего несколько слов: «типа», «короче», «ну, этот…», «блин», «круто», «гламурный», с помощью которых они, естественно, выражают очень несложные мысли. А ведь они – родители. Чего же мы хотим от детей!
Как только ребенок начинает посещать детский сад, при помощи воспитателей, классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровищ.
Начиная с младшей группы, необходимо сплачивать детей в процессе их повседневного общения со сверстниками и взрослыми. На занятиях и особенно в повседневной жизни необходимо предусматривать планомерность всех направлений национального воспитания, начиная с воспитания и уважения к матери, близким людям с привития интереса к родному краю, родной культуре, желание участвовать в радостных событиях, торжествах семьи, детского сада, общественной жизни.
А совместные прогулки по улицам родного края, экскурсии на природу, игры, чтение сказок разных народов – все это порождает у детей желание побольше узнать о быте, культуре других народов.
Для воспитания дружелюбного отношения к детям других национальностей необходимо предусмотреть организацию различных видов деятельности, использование методов чтения детской литературы и произведение устного народного творчества, рассматривание иллюстрации и бесед по ним, проведение национальных праздников, наблюдение за красотой родной природы, трудом взрослых с целью воспитания уважения их к труду. Интернациональное воспитание детей любого возраста не может быть совершенно одинаково подхода, успех во многом зависит от мастерства воспитателя, творческого его подхода, а также материальных возможностей детских учреждений.
Целесообразно при закреплении материала использовать серии настольно-печатных игр, акцентируя внимание детей на отдельные эпизоды, детали, поступки. Устное народное творчество, национальная кукла, народная игрушка выступают как эффективные средства интернационального воспитания и всестороннего развития младших дошкольников в том случае, если постоянно и систематически включаются в педагогический процесс, что служит важной ступенькою дальнейшего развития.
Дошкольники лучше воспринимают потешки, песенки, прибаутки.
Национальное воспитание неполно без национальной сказки. Сказка будит и пленяет мечту ребенка. Она дает ему первое чувство героического; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать сложность мира, отличие правды и лжи. В сказках выкристаллизовался многовековой опыт народной мудрости, требующий разгадки и расшифровки. Поэтому полноценная сказка (различных народов) не только учит думать, мыслить, делать выбор между добром и злом, поступать по совести. Она неприметно оказывает очень важное положительное действие на подсознание ребенка. Сказка выполняет очень важную воспитательную миссию. Поэтому она должна быть родной.
Эффективным является использование в тесной связи двух таких важных средств как народная сказка и декоративно-прикладное искусство. Чаще всего интерес к последнему начинается с рассматривания иллюстрации к сказкам.
Изготовленные сотрудниками куклы в национальных костюмах, помогают лучше рассмотреть особенности одежды того или иного народа. В играх используются расписная орнаментом посуда: тарелки, чашки, пиалы, кухонные доски.)
Одним из эффективных средств интернационального воспитания считается игра. Она способствует воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Игра, как никак другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. Ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли, чувства, симпатию к людям разных национальностей.
Таким образом формируются дружеские чувства к другим национальностям, появляется интерес к языку, культуре другой национальности через ознакомление с родным краем.